Костюм как неотъемлемая часть микромира человека
Общество на разных этапах своего развития является основой возникновения костюма, выступающего продуктом создавшей его культуры. Особенности костюма отвечают сложившимся в обществе художественным и эстетическим представлениям и реализуются в рамках искусства своего времени. Костюм, как неотъемлемая часть микромира человека, интегрирует в себе утилитарную, эстетическую, знаковую функции, представляя собой своеобразное зеркало эпохи, отражая в яркой, зримой форме ее социальные, материальные и духовные особенности и достижения. На всех этапах развития общества эта коммуникативная роль костюма сохранялась как социально значимое явление, актуализируя внимание к нему теоретиков и практиков дизайна, как способу трансляции культурных ценностей и отношения к ним. Ярким и наглядным примером этого служат дизайнерские находки признанных во всем мире модельеров, создавших уникальные коллекции одежды, отражающие взгляды и дух времени.
Мода улицы от Готье
Сентиментальный панк, авангардист, дизайнер и одаренный ребенок, художник и дадаист-самоучка, «цунами», полностью преобразившее французский модный ландшафт, − Готье стал классиком, освободив тело и нравы, преодолев все запреты, превратив их в модные тренды (рис. 1). Эпатажный корсет с коническими чашечками для дам и юбки для мужчин стали визитной карточкой дизайнера, запомнившемся яркими шоу, захватившим умы и настроения поклонников.
Выросший в пригороде Парижа, носитель маргинальной культуры – мощнейшего двигателя моды, Готье черпал вдохновение на улицах. Появление понятий «уличная мода» (англ. street) и «повседневная мода» (англ. casual) суть одного и того же явления − новой эстетики моды, ориентированной на поиск новых источников вдохновения. Готье не имел модного образования, но сумел стать самым востребованным модельером XX векa. Как же ему это удалось? А все просто: предсказание бабушки, желание, труд и вдохновение!
Для Готье характерен «культурный номадизм», о котором писал один из авторов теории художественного творчества эпохи постмодернизма А. Бонито Олива: свободное перемещение как «номады»-кочевника по различным территориям художественной культуры прошлого и настоящего. Мода улицы, костюм этнических меньшинств, исторический костюм, образы киногероев, живопись и музыка — все смешалось в моделях Готье в некий коктейль, который передает аромат своего времени.
Рисунок 1. Жан-Поль Готье – реформатор моды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Панковый протест Вивьен Вествуд
Королева английской моды Вивьен Вествуд, основательница стиля панк в моде, является культовой персоной для модников-радикалов всего мира. В идейной основе субкультуры панк – эпатаж, ирония, сарказм, знаменующие творчество модельера. Протестное, противопоставляющее свои принципы нонконформизма и художественную позицию существующей архаичной английской культуре, панк-движение оказалось довольно заразительным для людей всего мира.
Пик популярности был достигнут стилем панк в 70-е годы XX века на фоне движения хиппи. Само слово «панк» в английском языке звучит как нецензурная брань или «подонок». Популярность стиля росла вместе с соответствующим направлением в музыке, так называемом жанре «панк-рок», благодаря американской группе «Ramones». Жанр «панк-рок» предполагал не столько умение, сколько стремление играть в сочетании с нарочито примитивным звучанием, вызывающе вульгарным поведением на сцене и нырянием в зрительскую толпу.
Характерный для поведения уличных хулиганов, при всей своей вульгарности и маргинальности, панк-стиль настолько захватил умы (преимущественно молодежной аудитории), что даже итальянская версия издания «Vogue» в 1976 году посвятила несколько страниц панковской антимоде. В 70-е годы существовало множество разветвлений субкультуры, стиль панк рассматривался первоначально как полный отказ от каких-либо модных канонов и правил.
Панки, подобно хиппи, носили порванную одежду, в качестве обуви − криперы, кеды, рваные брюки, кожаные куртки, иногда украшенные булавками и надписями и шейные цепи, использовали пирсинг. Жизнеспособность стиля была подтверждена в 90-е, когда признанные дизайнеры, идеологи моды Версаче, Готье смело ввели в высокую моду элементы панка. Популярность в современном мире стилевых тенденций данного направления прослеживается в моделях и сегодня, судя по многочисленным работам дизайнеров одежды и стилистов в глянцевых журналах.
Рисунок 2. Вивьен Вествуд – королева английской панк-моды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одежда как способ самовыражения Джона Гальяно
Изменчивость и непостоянство моды можно проследить в коллекциях одежды и в самом часто меняющемся облике законодателя мира современной моды Хуана Карлоса Антонио Гальяно – короля китча, эпатажа и авангарда. По его словам, «…одежда − это способ самовыражения и часть творческого процесса», а по сути – это игра воображения, театрализованное представление со многими разноплановыми персонажами, в котором активно участвует сам автор произведения.
Источник вдохновения дизайнера – разнообразие окружающих его культур, пригород Лондона, с населяющими его африканцами, азиатами, индусами, Национальный Театр с богатейшей костюмерной. Навеянные яркими впечатлениями произведения мастера отличаются сложным, эксцентричным кроем, а экстравагантность моделей поражает искушенного зрителя шиком и утонченностью. Скандальные показы привлекают не меньшее внимание и поддерживают постоянный интерес и интригуют (коллекция, посвященная образам бездомных на улице Парижа)
Рисунок 3. Джон Гальяно – король китча. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ