Формирование мифа о Прометее относят к I тысячелетию до н. э. Нить его повествования уходит во времена, когда появившиеся молодые боги во главе с Зевсом захватили власть над миром. Титаны противостояли молодым богам, лишь Прометей советовал им покориться Зевсу, который намного превосходил их по своей мудрости. Его не послушали, и Прометей перешел на сторону богов. Во многом благодаря Прометею Зевсу удалось одержать победу над титанами и низвергнуть их в мрачный Тартар.
После победы Зевс-громовержец не считал нужным быть благодарным кому-либо из тех, кто помогал ему в противостоянии с титанами. В том числе он начинает сторониться Прометея, который предвидел подобное поведение Зевса, однако продолжал помогать молодому богу, полагая, что его правление сулит миру позитивные изменения по сравнению с тем полудиким состоянием, в котором пребывали его сородичи-титаны.
Сюжет произведения
В основании мифа – история о том, как Прометей похитил у Зевса огонь, спрятал в тростнике, который издревле рос вдоль Гирканского побережья, и передал его в дар людям. Прометей научил людей всем наукам и ремеслам, которые знал сам:
- он дал людям знания, научил чтению, счету, письму;
- он познакомил человека с металлами, научил добывать их из недр земли, обрабатывать;
- он усмирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди смогли обрабатывать землю;
- он первым построил корабль и оснастил его;
- он же познакомил людей с первыми лекарствами, научил лечить болезни.
Иначе говоря, Прометей обучил людей всему, что облегчает жизнь и делает ее радостнее, счастливее. В то же время ему не удалось наделить людей законами, научить жить правильной общественной жизнью. Он же вселил в людей «слепые надежды», умения надеяться, верить, стремление действовать, стремиться к осуществлению мечты, верить своей мечте. Благодетельные функции Прометея, его мудрость создают условия для спора с Зевсом, для непокорности и бунта.
За похищение огня Зевс жестоко покарал Прометея. Желая его сломить, Зевс изначально вверг мятежного титана в Тартар, в непроглядную тьму, где, по представлениям древних греков, скатаются души умерших, затем поднял на поверхность земли, приковав к скале алмазным клином, вбитым в грудь Прометея. Но и этого мстительному Зевсу показалось мало, и он наслал на Прометея огромного орла, которой каждое утро прилетал к титану для того, чтобы терзать его печень. К утру рана затягивалась, и орел прилетал вновь. Все пытки Прометей сносил молча.
Его мать Фемида и отец Иалет приходили к страдальцу и предлагали смириться, подчиниться своему всемогущему брату, Зевсу, но титан отказался. Нимфы-океаниды испытывали жалость к Прометею, умоляли его смириться и открыть Зевсу тайну. О том же просили Прометея и его братья – титаны. Но Прометей отвечал отказом, говоря, что признается Зевсу лишь в том случае, если он признает, что расправился с ним зря. Незнание, непонимание сущности поступка Прометея мучило Зевса, и он решил освободить Прометея.
Геракл и сын Кроноса, кентавр Хирон, освободили Прометея. Титан открыл тайну Зевсу, последний, вняв предостережению мойр и эриний, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. В этом браке был рожден Ахилл – внук Зевса и будущий герой Троянской войны.
Прометей был забыт, а Зевс занял свое место владыки богов и людей, покровителя героев и дарователя всех благ. Народ, ради которого Прометей пошел на жертвы, промолчал.
Образ Прометея
Несмотря на то, что с мифом о Прометее знакомы практически все, по сегодняшний день единое восприятие образа героя отсутствует.
Хотелось бы отметить, что оценивание образа Прометея крайне неоднозначно. Гесиод, поэт VIII ст. до н. э. изображал героя хитрецом, который ловко обманывал Зевса. По его словам, Прометей являлся создателем людей, которые он вылепил из земли. Афина же наделила их дыханием.
Совершенно иное понимание поступка героя представлено в работах Эсхила – отца греческой трагедии. В работах Эсхила, Прометей – сверхчеловечески мощный герой, борец за справедливость, который не боится угроз и расплаты за собственные поступки; это человек, наделенный огромной нравственной силой, который черпает мужество в осознании собственной правоты. Древнегреческий автор вносит два важнейших аспекта в понимание образа Прометея:
- прежде всего, Прометей представлен как первооткрыватель всех благ цивилизации;
- а также, как достойный соперник Зевса.
В трагедии Эсхила Прометей – это гигантское символическое обобщение, которое философски олицетворяет упорство свободного творческого духа человека, смелость созидательной мысли человечества, неукротимую мощь прогресса.
В трудах Эсхила человек впервые был поставлен в центр мироздания, древнегреческий автор одним из первых подчеркивал, что именно человек является основой общественной и политической жизни.
Во многом под влиянием Эсхила своего «Прометея» создал Гете.
В поэмах Байрона Прометей представлен как пылкий мечтатель, страстный ненавистник зла, романтический герой.
В наиболее общем виде, Прометей представлен как герой, Бог, совершивший героический поступок во имя людей; как демиург, создатель людей и их благодетель, как образ богоборца, который восстал против неправедного правления олимпийских богов.
Само произведение отражает конфликт, противостояние гуманизма и просветительства Прометея тирании верховного бога Зевса.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что миф о Прометее на протяжении длительного времени привлекает внимание писателей, музыкантов, художников, став источником вдохновения выдающихся деятелей искусства всех последующих эпох. Прометей становится для них символом величия человека, безграничной веры в прогресс, эволюционное развитие личности и человечества.