Сегодня Вербер один из наиболее популярных авторов, обладающий неповторимым стилем повествования и завоевывающий сердца читателей нетривиальными сюжетами.
Биография и творческие поиски
С детства Бернар Вербер проявлял интерес к художественным видам искусства. С пяти лет он увлекся рисованием, а в семь уже написал свой первый рассказ. Это было повествование от имени блохи, отправившейся в путешествие по человеческому телу. Произведение так и называлось «Приключения блохи». Бернару сложно было сконцентрироваться на точных науках, поэтому математика, физика и другие дисциплины, которые требовали запоминания формул и длинных алгоритмов решения, ему были неинтересны. Зато он отлично справлялся с заданиями по французской словесности.
Через год после «Блохи» он пишет второй рассказ. На этот раз героем был выбран таинственный замок, который поглощал всех, кто в него входил. С этих пор писатель начинает серьезно заниматься поиском и придумыванием интересных сюжетов. С большим увлечением он занимается в астрологическом кружке, читает научную фантастику, мастерит авиамодели, овладевает основами электроники, изучает секреты древней цивилизации Майя и острова Пасхи.
Учась в лицее, он начинает сотрудничать с редакцией школьной газеты «Эйфория». Он пишет для нее сценарии комиксов и параллельно открывает для себя еще несколько жанров беллетристики. В это время его настольными книгами становятся «Ктулху» Лавкрафта, «Основание» Азимова, цикл «Мир А» Вогта, «Лучший из миров» Хаксли и произведения Бориса Виана. Открыв для себя абсолютно новый мир, Бернар Вербер решает посвятить жизнь литературному творчеству. И, как часто бывает, помогает ему в этом случай.
После лицея Бернар продолжает сотрудничать с «Эйфорией». Совместно с коллегой они разрабатывают очередной сценарий для комиксов, когда Верберу приходит мысль написать книгу на данную тематику. Таким образом, начиная с 1978 года, писатель приступает к работе над главным романом своей жизни «Муравьи». Чтобы не сбиваться с ритма он придумывает для себя дисциплинарный режим, который очень помогает ему в дальнейшем. С тех пор он пишет каждый день по 4 часа с утра до полудня.
С 1980 года Вербер в поисках захватывающих сюжетов обращается к жанру детектива. Он посещает открытые заседания суда, чтобы быть в курсе последних событий и не пропустить ни одного интересного дела. Итогом станет детективный роман «Отцы наших отцов», опубликованный в 1998 году. В 80-е он открывает для себя загадочный мир Френка Герберта. Его стиль написания в форме игры воодушевляет молодого писателя на поиск собственной манеры повествования. Вербер начинает каждый роман с точной его прорисовки. Он выстраивает его, как архитектурный проект, как геометрическую схему, прописывая каждый алгоритм.
В скором времени Верберу наскучила юриспруденция и он переезжает в Париж для того, чтобы обучаться журналистике. Здесь он открывает для себя гуру философской фантастики Филиппа К. Дика. Вербер продолжает работать над «Муравьями» и по примеру «Саламбо» Флобера старается сделать свой роман более кинематографичным. Муравьи занимали практически все его свободное время. Он интересовался ими и для рабочих целей. Сделав очерк о редком виде муравьев с Берега Слоновой кости, он получил премию, как лучший молодой репортер.
Карьера журналиста так и не сложилась. В течение семи лет Вербер писал статьи на разные темы, но после конфликта с редактором был уволен. Оставшись без работы, Вербер поступает на курсы сценаристов. 12 лет работы над «Муравьями» составляли уже почти полторы тысячи страниц, и писатель подумывал над тем, чтобы забросить произведение. Но встреча с издателем расставила все по местам. Единственное, о чем попросил редактор, это сократить текст до 350 страниц. Писатель согласился и в 1991 году «Муравьи» выходят из печати.
Культовый писатель и философ
Критика не приняла первый роман Бернара Вербера, несмотря на то, что в нем было много новых и оригинальных находок, не свойственных признанным литераторам. Писатель не расстроился и через год издал еще один роман «День муравья». Он пытается добиться адекватной реакции от литературных критиков, но в ответ получает тишину. Зато привлекает читателей. «День муравья» становится обладателем приза читательниц журнала «Elle».
В общей сложности цикл «Муравьи» включает следующие произведения:
- «Муравьи»
- «День муравья»
- «Революция муравьев»
В это же время он начинает писать одну из самых уникальных книг, которая выйдет в 2002 году. Короткие новеллы писатель опубликует под названием «Древо возможного». Искажая реальность и предполагая невозможное, автор пытается достучаться до каждого читателя, до его души, его интеллекта. Что будет, если инопланетяне станут разводить людей, как домашний скот? А вдруг окажется, что деревья – это мыслящие существа? Как вы будете реагировать на собственную руку, если она поднимет против вас бунт? Вот такие и другие сумасшедшие идеи вложил Вербер в тематику небольших рассказов.
Его невнимательность к деталям, которые не имели для него никакого смысла, его постоянная забывчивость и проблемы с запоминанием легли в основу книги «Энциклопедия относительного и абсолютного знания». Прототипом главного героя стал дед писателя, который, так же, как и автор, всю информацию заносил в тетрадки. На основе этих записей и был написан роман. В нем много занимательных размышлений, написанных в энциклопедическом стиле. 245 ничем не связанных интересных историй вошли в книгу, вышедшую в 1993 году.
В этом же году писатель совершает поездку в Южную Корею, где его роман «Муравьи», в отличие от Европы, причисляют к жанру поэтической прозы. Это стимулирует его на написание завершающей части трилогии «Революция муравьев», которая выходит из печати в 1995 году. Предыдущий год для писателя осложнился тем, что его новый роман «Танатонавты» был снова прохладно принят европейской критикой. Это повергло автора в депрессию. Завершение трилогии о муравьях вернуло ему расположение духа и уверенность в себе.
Он обращается к философским исканиям себя. Он изучает психоанализ и самогипноз. Это своеобразное приключение Вербер описывает в «Книге путешествий», увидевшей свет в 1997 году. Он считает, что, прочитав книгу, читатель сможет найти ответы на многие вопросы, мучающие людей в период становления и переосмысления себя.
Начиная с 2002 года, книги Вербера становятся бестселлерами. Его романы ждут и издатели, и писатели
В «нулевые» писатель вновь покорил публику трилогией «Мы, Боги». В ней он продолжил тему, начатую в «Танатонавтах» и «Империи ангелов».
В 2019 году Бернар Вербер выпустил очередные две книги: «Ящик Пандоры» и «Последний секрет» (из цикла «Ученые-авантюристы»), в которых он не устает удивлять читателей своей фантазией, выдумкой и философскими размышлениями.
Бесконечная вселенная Бернара Вербера поистине бесконечна