Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении.
Варианты последовательности событий
Существует два варианта последовательности событий. В первом случае такая последовательность логическая, причинно-временная, она естественна при взгляде изнутри художественного мира. В частности, таковыми являются автобиографические и биографические формы.
Второй тип последовательности событий – это последовательность, которая не существует для персонажа, но имеет первостепенное значение для автора. Такая последовательность называется сконструированной, она включает нарушения логических связей и временные перестановки. Например, в произведении «Смерть Ивана Ильича» Л.Толстого читатель сначала видит труп героя, и лишь потом знакомится с историей его жизни. эти различия для определения понятия «событие» и выделения события в тексте произведения не являются слишком существенными. Однако они имеют значение, когда говорится о ряде событий, то ест о сюжете, так как он может быть составлен из нескольких неоднородных элементов, а последовательность их описания может зависеть от оценки их влияния в судьбе персонажа.
Простейшим способом освоения читателем сюжета является пересказ. В пересказе отбор событий как правило происходит с «внутренней» точки зрения, для которой персонаж является живым человеком, и события из жизни героя так же реальны, как и события из жизни читателя. В результате пересказа возникают два варианта сюжета:
- Основной, но неполный
- Полный, но избыточный.
Отсюда появление таких понятий как сюжет и фабула.
Способы разграничения сюжета и фабулы
Основываясь на различных трактовках последовательности действий или событий можно выделить несколько способов разграничения фабулы и сюжета.
В первом случае история персонажа во многих произведениях в качестве источника имеет фольклорную или литературную традицию, а также историческую действительность. Многие такой ряд событий считают фабулой, а обработку фабулы автором – сюжетом. Кроме этого, события, которые составляют литературный, фольклорный либо жизненный источник произведения в результате авторской обработки часто выстраиваются в другом порядке, нарушающую их так называемую «естественную» взаимосвязь. В этих случая «фабульному» материалу противопоставляют авторскую комбинацию элементов. Первый аспект этого подхода существует в поэтике уже на протяжении ряда веков, второй аспект является характерным для русского формализма 1920 гг.
По Б. В. Томашевскому, фабула – это совокупность событий в их внутренней взаимосвязи, а сюжет – это художественно сформированное распределение событий в произведении.
Во втором случае сюжет считается обозначение динамического аспекта литературного произведения, последовательности всего происходящего в нем, в том числе любого, даже самого незначительного происшествия, а также душевных переживаний, жестов и мимики персонажей. При этом выделяют чисто событийную основу происходящего (действия), которая представляет собою что-то вроде его каркаса. Пересказ всегда ограничивается пересказом этого каркаса, к которому относится и понятие фабулы. В. Кайзер определяет фабулу как «схему действия» (в пересказе). Это определение повторено в работе «Сюжет, фабула, композиция» В. В. Кожинова и дополнено противопоставлением внутренних движений и внешних (фабульных) событий.
Следующий подход к разграничению сюжета и фабулы предложен М. М. Бахтиым в работе «Формальный метод в литературоведении». Вымышленная действительность персонажа «завершается» автором, который находится в другой действительности, реальной для него и для читателя. Сюжет и фабула – это обозначения не разных событийных рядов, как в первом случае, и не событийно части всего динамического целого, как во втором случае, а разных сторон одного событийного ряда. Этот ряд, будучи рассмотрен как цепь событий, которые, независимо от того, в каком порядке изображаются, составляют жизнь персонажа, называется фабулой. Однако если рассматривать событийный ряд извне, как авторски выстроенный и организованный, он станет сюжетом. Такой подход отличается от других большей универсальностью своего применения и обоснованностью. Не всегда можно точно установить источник сюжета. В автобиографическом и биографическом жанре не происходит нарушения «естественной» последовательности событий. Область применения второго способа также не ограничена, так как пересказ сюжетов произведений древней и средневековой литературы не будет количественно отличаться от их динамического аспекта, так как эти сюжеты не содержат ничего, кроме внешних событий.
Противопоставление внутренних переживаний и внешних событий является актуальным лишь для литературы последних двух столетий. Применимость и различие возможностей описанных подходов очевидны в случае соотнесения их с одним и тем же произведением. В качестве примера рассмотрим роман «Герой нашего времени», который является одним из традиционных примеров «нарушенной» последовательности событий. Однако если бы задачей автора было изображение развития характера героя, хронология событий была бы соблюдена. Определение художественной целенаправленности событийного ряда возможно только при рассмотрении реальной последовательности: и события рассказа Максима Максимыча, и события «Журнала» Печорина носят авантюрный характер. Таким образом, перед читателем не сюжет становления героя, а сюжет его испытания. Извлечение фабулы, пересказ реальной последовательности событий, дают возможность это обнаружить. А анализ фабулы показывает, что по мере приближения к финалу разные события-испытания в большей степени приобретают характер философского эксперимента самого главного героя. Такое обстоятельство обостряет проблему соотношения претензии персонажа на «авторство» своей собственной жизни и на вовлечение в «режиссируемый» им жизненный спектакль с точки зрения автора-творца всего романа. Решение этой проблемы возможно только в случае рассмотрения событийного ряда произведения как авторски выстроенного сюжета.