Гонкуровская премия — это самая престижная литературная премия Франции за лучший роман.
Роман «Огонь»
Свою творческую деятельность французский писатель Анри Барбюс начал с увлечения декадентством, натурализмом и символизмом. По своим убеждениям Барбюс был пацифистом. Первая мировая война, на которую писатель отправился добровольцем, оказала значительное влияние на его мировоззрение, кардинально поменяла его. Там, в окопах, и было написано его знаменитое произведение «Огонь». Роман Барбюса стал первой правдивой книгой о войне, написанной ее участником, обычным солдатом, которому довелось постичь бессмысленную жестокость поистине чудовищного кровопролития. Анри Барбюс стал первым писателем, показавшим рассказавшим правду о войне. Он показал войну не как парадное сражение, а как чудовищную боль и усталость. Писатель показал, как разные люди становятся одинаковыми солдатами, хоть некоторые и стараются всеми силами сохранить свою индивидуальность и отчаянно сопротивляются чудовищному прессингу. Они начинают задумываться о причинах войны и о том, кому она нужна. Специфика Первой мировой войны заключалась в том, что правды в ней не было, не было тех, кто сражался за правое дело. Первая мировая война, по мнению Анри Барбюса, была войной за передел мира. И враг не на фронте, а в собственном тылу. Чтобы с этим врагом справиться, придется воевать против своих. Барбюс пришел к идее гражданской войны и революции, и был убежден, что с войной покончить могут только они.
Тема Первой мировой войны затрагивалась многими авторами, но лишь три произведения, появившиеся после романа Барбюса, выделяются гуманистической и пацифической направленностью: «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя и «Смерть героя» Р. Олдингтона.
Роман «Огонь» принес А. Барбюсу широкую известность. Это откровенное и беспощадное произведение с огромной силой прозвучало в атмосфере залитой кровью Европы. Роман был переведен на многие языки и разошелся в рекордных тиражах. В. И. Ленин положительно отзывался о произведении французского писателя. В страшном и откровенном «Дневнике одного взвода» А. Барбюс представил первое по-настоящему революционное произведение новой французской литературы. В этом смысле роман «Огонь» - событие исключительного значения, которое начинает историю французской революционной литературы. Барбюс в своем романе представил обнажено реалистические картины войны. Творчество Барбюса здесь приближено к действительности настолько, что оно становится документальным. События в романе наслаиваются на события, а факты следуют за фактами. Писатель сохраняет внешнюю беспристрастность и ведет читателя по ступеням настоящего военного ада. И чем дальше, тем страшнее и грандиознее картина. Одновременно с нарастанием трагического напряжения произведения раскрывается и главная антимилитаристская тенденция произведения, которой насыщен весь роман. Но при этом тенденция нигде не становится агитационной фразой, она всегда остается исключительно внутренним содержанием произведения. И в этом заключалась победа писателя – он сумел создать органическое революционное произведение.
Мотив человеческого страдания в романах А. Барбюса
Появлению романа «Огонь» предшествовал довольно продолжительный период литературной деятельности. Анри Барбюс начал творческий путь со сборника стихов «Плакальщицы». Эта книга, вышедшая в 1895 году, отличается чрезвычайно пессимистическим характером. Мрачная лирика сборника, проникнутая разочарованием и неудовлетворенностью, свидетельствует о болезненном разладе автора с действительностью.
За «Плакальщицами» последовали романы:
- «Ад»,
- «Просящие»,
- «Свет»,
- «Звенья» и т. д.
Барбюс становится на путь реализма. Роман «Ад» был написан под воздействием Э. Золя. Этот шаг предопределил будущее А. Барбюса. Его творческий путь проникнут социальными устремлениями. В первых романах писателя очень много неубедительного, наивного, но вместе с этим в них присутствует непреклонная, твердая решимость смотреть жизни в глаза и не отворачиваться даже от самых ее уродливых противоречий. Именно это качество делает романы Барбюса интересными психологическими документами. В произведениях Барбюса разворачивается мотив, который писатель называет ключевым в своем творчестве – мотив человеческого страдания.
Для Анри Барбюса человеческое страдание – это итог, к которому он приходит в результате своих исследований действительности. И в этом суммарном, крайне расплывчатом определении социальных противоречий сказывается беспочвенность мелкобуржуазного художника. Так конкретная, реальная правда классовых противоречий становится отвлеченной «трагедией человеческого страдания».
Первая мировая война стала потрясением, которое помогло писателю найти правильный путь. Барбюс, поэт человеческого страдания, обратился к подлинной действительности. война предоставила ему факты для изображения и обнажила социальную подоплеку страдания. Писатель понял, что трагические противоречия, которые он тщетно пытался разрешить, уходят корнями в классовые противоречия общества.
Роман «Звенья»
Как уже было отмечено, роман «Огонь» стал первым революционным произведением Анри Барбюса. И однажды вступив на революционный путь, писатель уже с него не сходит. В 1923 году Барбюс становится коммунистом и окунулся в политическую борьбу, которая на несколько лет отвлекла писателя от литературной деятельности.
Перерыв продолжался с 1919 по 1924 гг.
В 1924 году вышел роман А. Барбюса «Звенья». По своим размерам и теме роман грандиозен. Писатель в двух томах пытается широко развернуть всемирно-историческую панораму. Эта задача заставила Барбюса построить произведение в виде отдельных историко-культурных набросков. Барбюс ведет читателя в дебри отдаленных эпох и затем подводит к событиям современности. И первое, что интересует писателя – вопрос социального неравенства.
Роман «Звенья» - агитационное произведение. Писатель не только показывает факты, но и призывает к восстанию против капиталистической действительности. Барбюс часто прерывает повествование агитационными вставками, отступлениями, которые напоминают то, что он писал и говорил как политик.
«Звенья» - итоговый роман А. Барбюса, в котором обобщается та колоссальная работа по перевоспитанию, которую автор проделал над собой. И революционное мировосприятие Барбюса в этом произведении нашло свое законченное выражение.