Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова: сравнительный анализ.

Определение 1

Хронотоп – это закономерная связь пространственно-временных координат.

Петербург в романе «Обыкновенная история»

В литературном произведении город может быть самостоятельным героем. В таком случае город – не просто точка на карте. Он влияет на повествование, сюжет, персонажей. Образ Петербурга встречается во многих произведениях русской литературы:

  • «Преступление и наказание»;
  • «Обыкновенная история»;
  • «Обломов»;
  • «Ревизор»;
  • «Медный всадник» и т.д.

Петербург занимает центральное место в романе «Обыкновенная история». В Петербурге более десяти лет живет Александр Федорович Адуев, главный герой романа. Петр Адуев, его дядя, живет в столице более двадцати лет.

Гончаров изображает Петербург как административно-промышленный город. Здесь выживают только деятельные и деловые люди, такие как Петр Адуев. Большой город противопоставлен деревне Грачи и небольшому провинциальному городку, где учился Александр Федорович. Известно, что от Грачей до Петербурга около полутора тысяч верст. Петербург в начале произведения представлен далекой точкой.

Время в деревне идет размеренно, в столице же оно бежит. День деловых людей в большом городе расписан по минутам. В плотный график необходимо вместить все: работу на фабрике, службу, развлечения. А развлекаются горожане вечерними визитами к друзьям, игрой в карты, походами в театр.

Петербургский уклад жизни оказывает влияние на людей. Так, читатель наблюдает за Петром Ивановичем – расчетливым, холодным чиновником, разучившимся любить и не верящим в дружбу. В Петербург приезжает его племянник Александр Адуев – романтик и мечтатель, который хочет стать поэтом и писателем, достичь высоких целей. Петр Иванович устраивает племянника мелким чиновником, находит ему работу в журнале. Со временем Петербург превращает мечтательного Александра в такого же холодного, расчетливого человека, как дядя. Не зря в начале произведения Анна Павловна называет столицу «омутом» - он затягивает ее сына. Сначала Адуев задыхается от жизни без настоящих чувств, возвращается в Грачи, но ненадолго.

Интересно наблюдать за тем, как главный герой романа воспринимает Петербург. Он не сравнивает его с деревней, но проводит параллель между Петербургом и провинциальным городом, где ему нравилось разнообразие. Петербург же напоминает Адуеву «сплошную массу»: бесконечные трубы да крыши, каменные дома. Его удивляют размеры зданий.

«Образ Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова: сравнительный анализ.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Петербург встречает Адуева неприветливо. Он живет в комнате, окна которой выходят на стены другого дома. Традиционный уклад жизни в Петербурге сменяется на новый.

Замечание 1

В «Обыкновенной истории» Петербург является символом новой жизни.

Это город, в котором может выжить только деловой, хваткий человек, готовый ради карьеры пожертвовать дружбой и любовью. Петербург в этом романе – земля обетованная для тех, кто живет далеко от него и город возможностей для тех, кто попадает в него.

Роль Петербурга в любовном конфликте романа «Обломов»

Образ Петербурга играет особую роль в истории попытки возрождения главного героя романа «Обломов» через любовь Ольги. Для Обломова, ищущего «неизменяющейся ласки, любви, счастья», ритм жизни Ольги и ее требования становятся тяжелы. Для него тягостны дальние поездки к ней неуютными осенними вечерами. Его чувства теперь не совпадают с его словами и поведением. Так постепенно Обломов начинает жить двойной жизнью. Понемногу любовные свидания превращаются в надоедливую обязанность. И сама любовь к Ольге постепенно становится для Обломова мучением. Страсти в душах героев бушуют на фоне спокойного и холодного осеннего Петербурга.

Во вмешательстве города в судьбу героев есть нечто символичное. Обломова и Ольгу разделяет само пространство Петербурга. Замерзающая Нева в романе превращается в мифологическую Лету.

В романе «Обломов» А.И. Гончаров представил два облика Петербурга, но это не «город бедный» и «город пышный», как у Пушкина, а Петербург столичный и Петербург провинциальный. Эти образы-антагонисты составляют единое целое. Внутри столичной суеты Гончаров обнаруживает идиллический элемент – пространство провинции в образе Выборгской стороны.

Петербург Гоголя

Через образ Петербурга Н.В. Гоголь размышляет о судьбе России и о возможном пути ее развития. Город становится не просто фоном для сюжетов произведений писателя, а самостоятельным персонажем.

Петербург Гоголя изменчив и многолик. В произведении «Ночь перед Рождеством» Петербург сказочный, волшебный, а в «Ревизоре» и «Шинели» он полон контрастов и реалистичен.

В повести «Ночь перед Рождеством» Петербург показан глазами Вакулы. Город представляется ему чем-то невероятным. Он ошеломлен сиянием и громыханием Петербурга. Писатель показывает город через свет и звуки: дрожь мостов, звук колес, стук копыт, крики извозчиков, свист снега, полет саней и карет – и во всем этом невероятная суета и мелькание. Вакуле кажется, что в этом удивительном мире оживают даже дома. Он видит блеск и ничего больше. В этом произведении Петербург – ослепительный, яркий, оглушающий и невероятный.

Совершенно другим Петербург выглядит в комедии «Ревизор». В этом произведении он реалистичен, в нет сказочности. В Петербурге из «Ревизора» все решают деньги и чины. В комедии мы встречаем два рассказа о Петербурге: рассказ Хлестакова и рассказ Осипа. Осип описывает обычный Петербург, не рассказывает о какой-то невероятной роскоши. Осип рассказывает о реальных развлечениях – театрах, катании на извозчике и танцующих собаках. Но больше всего ему нравится вежливость людей.

Хлестаков рисует другой Петербург. Это Петербург с невообразимой роскошью и чинопочитанием, Петербург мечты мелкого чиновника, стремящегося стать генералом и жить на широкую ногу.

По-другому изображен Петербург в повести «Шинель». Здесь Петербург – это город, где «маленькие люди» исчезают бесследно. В этом городе одновременно существуют улицы, где даже ночью светло, как днем. На таких улицах живут генералы. И есть улицы, где прямо из окон выливают помои. Здесь обитают «башмачкины».

В своих произведениях Гоголь выступает против внутреннего мира Петербурга, уродующего человеческие души. он изображает бюрократически-безнациональный, холодно-бесстрастный Петербург, подчиняющий все жизненные функции меркантильности и чину. В «Петербургских повестях» Петербург – город департаментов, город власти денег.

Но как бы ни изображался Петербург, всегда ощущается зачарованность писателя им, личная пристрастность к его судьбе. Поэтому город в литературе многолик: писатель, создавая его образы, вкладывает в них свои идеалы и помыслы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot