Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вечные ценности в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»

Два типа сюжетов советской детской прозы

К тому моменту, когда А.П. Гайдар начал свою творческую деятельность, в детской прозе обозначились два вида сюжетов. Первый – дидактический – был самым распространенным. Этот сюжет строится на том, что автор произведения показывает, как герой-ребенок приходит к «правильной» системе ценностей, к «правильному» поведению, как избавляется от своих недостатков – лживости, необязательности, лени и т.д., совершает достойный поступок. Этот поступок становится свидетельством его духовного роста и социализации. Такая литература вырастает из романа воспитания и пользуется приемами психологической прозы. В произведениях такого рода главной становится проблема становления личности и выбора пути приобщения к принятой в обществе системе ценностей. Такая проза изучает феномен «просыпающейся совести».

Второй тип сюжет менее распространен. Как раз он и представлен в повести «Тимур и его команда». Здесь герой произведения предстает человеком с уже сформированной системой ценностей и убеждений, которые реализуются в поступок. Герой не претерпевает эволюции, он лишен внутреннего развития. Создается впечатление, что ситуация выбора ему и вовсе незнакома: он не колеблется, решая, как поступить, так как знает, «что такое хорошо и что такое плохо», он бескорыстен и всегда готов прийти на помощь. Такая проза своими корнями уходит в житийную литературу. Представленный в произведении герой является носителем новой морали и новых норм поведения, сформированных советской системой. В произведениях такого рода исследуется феномен жертвенности, подвига, когда самопожертвование и подвиг являются не экстраординарным, а естественным поступком.

Система ценностей главного героя повести «Тимур и его команда»

Главная ценность, которой придерживается герой повести А.П. Гайдара – жизнь в коллективе. Но у Гайдара сам коллектив таков, что в нем раскрывается индивидуальность и проявляется личностное начало человека. И в этом отношении является характерным противопоставление тимуровцев и квакинцев. Группирующиеся вокруг Тимура ребята совершенно не похожи друг на друга. Каждый обладает какой-то особой чертой, свойственной только ему, и эта черта сопровождает его на протяжении всего произведения. Каждый тимуровец имеет свою узнаваемую манеру речи. Например, реплики Симакова сопровождаются словом «зачастил», а Гейка говорит рассудительно и степенно. Коля Колокольчиков словоохотлив и болтлив, моментально откликается на происходящее.

«Вечные ценности в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Квакинцы в повести изображены таким образом, что появляется ощущение неперсонифицированной массы. Из этой группы выделяются только сам Квакин, Фигура и Алешка, дядя которого служит на фронте. Для Алешки осознание этого факта крайне значимо.

Тимур является безусловно положительным героем. Знаково и само появление Тимура в повести:

  • Во-первых, Тимур появляется как таинственный помощник;
  • Во-вторых, Тимур представляется писателем сразу через поступок деятельного добра.

Тимура окружают товарищи, которые словно оттеняют его цельность. Они более «живые», правдоподобные, так как имеют право на ошибки и человеческие слабости: «хвастунишка» и «болтун» Коля, который часто оказывается в комических ситуациях, девчонка, которая сражается с козой. Гайдар и самого Тимура изображает в смешной ситуации, когда он пытается разбудить Колокольчикова. Для писателя такие моменты имеют особое значение. Писатель настаивает на том, что совершать ошибки необходимо. Это входит в его понимание нормы развития и взросления. Кроме того, совершение ошибок позволяет рассказывать о значимом и серьезном без пафоса и назидательности, обозначать «взрослый» взгляд на детей и одновременно выразить особенности детского мироощущения с его не рациональным осмыслением жизненного факта, а эмоциональным, фантазийным проживанием. В воображении ребенка происшествие получает развитие, превращается в сюжет, смоделированный его сознанием.

Так, Тимур в повести изображается в двух пространствах: реальной жизни и придуманной игры. В пространстве игры Тимур организатор, командир, благородный рыцарь, а в реальной жизни – обычный мальчик. А.П. Гайдар четко формулирует свою позицию: Тимур – не супергерой, а обычный ребенок, в котором воспитаны представления о хорошем и плохом, и который через игру пытается реализовать положительную программу.

Еще одна этическая ценность, утверждаемая в произведении Гайдара – стремление делать добро и избавлять мир от несправедливости. Значимость этой ценности ощущается особенно остро, так действие повести происходит накануне войны. Подмосковный поселок не изолирован от событий большой истории, а вовлечен в нее. Дети чувствуют, «считывают» язык войны, быстро осваивают ее «коды» и демонстрируют новые формы проявления эмоций. Эпизод встречи с бойцами Красной Армии в этом плане является особенно показательным. Важна реакция детей на нее. С одной стороны, вполне типична детская реакция-фантазия: Коля хочет бежать в Красную Армию. А с другой стороны, у детей формируется другое, более ответственное отношение к происходящему. Показательна реакция Тимура и Гейки на порыв Колокольчикова. Ребята понимают изменения в политической атмосфере и ищут свою форму участия в событиях.

Следует отметить, что даже Миша Квакин обладает неким нравственным чувством, о чем говорит его реакция на поступок Фигуры, который совершил набег на сад погибшего пограничника Павлова.

Замечание 1

Героям А.П. Гайдара, как отмечает М.А. Литовская, свойственна парадоксальная черта: «ожидание войны как начало взрослости».

Труд как радость – еще одна идея повести. Тяжелый и рутинный физический труд становится праздничным и веселым, если это совместное действие, которое осуществляется как игра. Помощь организована как военная операция – все происходит продуманно, стремительно и тайно. Но писатель отмечает, что при внешней легкости действия детям даются не без труда, требуют от них физических усилий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot