Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Русская поэзия в живописи и музыке

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Литература / Русская литература / Русская поэзия в живописи и музыке
Русская поэзия в живописи и музыке

Русская поэзия в живописи

В мировой культуре происходят мощные интеграционные процессы, которые находят свое отражение во взаимодействии различных видов искусства. Развитие видов искусства происходит в их взаимодействии. Например, литература, являющаяся важнейшей частью культуры, тесно взаимодействует с музыкой и живописью, а также с кинематографом. Такие обширные связи обусловлены статусом литературного произведения, который рассматривается как эстетический феномен. Литературное произведение обладает универсальной познавательной природой.

Впервые о связи поэзии и живописи заговорили сами поэты и художники. Особенно искусно эта связь выражена в картине «Поэзия и живопись», принадлежащей Анне Кауфман.

В. В. Стасов, один из известнейших художественных критиков 19 века, в своем обзоре дает характеристику связи русской живописи и литературы. Он говорит, что русская литература и искусство подобны двум неразлучным близнецам, существование которых по-отдельности немыслимо.

Русская живопись и поэзия всегда шли рядом, освещая злободневные проблемы жизни. незаурядным талантом живописцев обладали многие поэты и писатели, среди которых А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, братья Бестужевы и многие другие. А художники создали портреты классиков литературы 19 века, которые до того сильно впечатались в наше сознание, что по-иному знаменитых поэтов нам невозможно представить.

Взаимосвязь живописи и поэзии имеет место на разных уровнях творческой деятельности:

  • одни и те же художественные направления – романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, классицизм
  • функциональная направленность и проблематика (художники – передвижники и писатели – народники)
  • творческий метод (Перов – Некрасов)
  • жанр и типология (натуральная школа – К. Маковский).

Во второй половине 19 века возникла русская школа иллюстраторов. В работах художников-иллюстраторов были выработаны особые художественно-графические принципы, которые утвердили связь поэзии, литературы с живописью на совершенно другом уровне. Начиная с этого момента, книжная иллюстрация является неотъемлемой частью поэтико-художественной культуры.

Связь поэзии с живописью удобнее рассматривать на примере иллюстраций к литературным произведениям. Например, Врубель писал иллюстрации к произведениям Лермонтова, Глазунов – к произведениям Блока, Верейский – к произведениям Твардовского и т.д. Такой способ позволяет наглядно увидеть, что живопись повторяет, дублирует материал поэзии.

Замечание 1

Иллюстрация является ограниченным родом художественного творчества, так как в этом случае художнику приходится следовать за творческой мыслью писателя.

Связь поэзии и живописи не сводится только к иллюстрации. Часто при публикации поэтических произведений используются репродукции картин. Есть художественные произведения и литературные, которые рассматриваются в паре. Однако необходимо заметить, что поэзия и живопись два самостоятельных вида искусства, и составление таких пар является условным. Например, по традиции картину «Бурлаки на Волге», написанную И. Е. Репиным, рассматривают при изучении стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге». Сюжет картины пересекается с одним из эпизодов стихотворения, и часто используется в качестве иллюстрации к нему. Часто с тематикой произведений Некрасова перекликаются картины Саврасова. Кроме общей сюжетной линии такие произведения объединяют и метод передачи образа поэтом и художником.

Таким образом, связь русской живописи и поэзии достаточно тесная, поэзия находит свое отражение в картинах известных живописцев, а также в иллюстрациях.

Русская поэзия и музыка

Взаимодействие поэзии и музыки выражается в широком проникновении реалий музыкальной жизни в поэтические произведения. Словесное отражение музыкальной реальности актуализирует ценности, которые несет в себе музыка. Понятие музыки в поэтических текстах переосмысливается. Образ музыки распыляется в обозначения музыкальных жанров, в названия инструментов.

В истории русской культуры особенно выделяется 19 век. Этот период характеризуется совместным долгим течением поэзии и музыки. Хотя музыка и поэзия были неразрывно связаны во все времена, именно в этот период развития культуры эта связь наиболее тесная.

Русская поэзия в 19 веке, имевшая огромный общественный авторитет и и идейно-психологическое влияние, часто обращается к музыке, которая выступает в качестве воплощения прекрасного, идеального, и является эстетическим и нравственным камертоном.

Особое значение музыки в поэзии обусловлено активным взаимодействием словесного и музыкального искусства. Музыка является источником вдохновения в поэтическом творчестве. Этим определяется музыкальный генезис многих произведений русской поэзии.

Русская поэзия открыла в себе область «музыки слова», в которой выстраивается иерархическая система музыкальных ценностей, к которым относятся красота и величие классической музыки, русская песня, «согретая печалью», тоска цыганского романса и т.д.

Замечание 2

Кульминацией музыкальности русской поэзии 19 века стало творчество А. А. Фета.

Лирика Фета стала связующим звеном между русским романтизмом и великими музыкальными открытиями поэзии следующей эпохи в культуре. Воплощение поэтических произведений А. А. Фета в русской музыке часто характеризуют как «культурное слышанье» его напевной лирики русскими музыкантами.

Таким образом, русская поэзия находит отражение в музыкальных произведениях. Как отмечалось выше, литература тесно связана с другими видами искусства. И, пожалуй, музыка является тем видом искусства, с которым особенно сильно связана поэзия. Музыку и поэзию объединяет многое. Это и напевное звучание стихотворений, и характер интонации, и жанровая принадлежность. Часто в мотивах пения различается принадлежность к какому – либо жанру – романсу, русской песне, концертной музыке и т.д.