Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Культура России в первой половине XIX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура России в первой половине XIX в.
Культура России в первой половине XIX в.

Жизнь страны неразрывно связана с культурным развитием. В начале ХIХ века развитие отечественной культуры было обусловлено борьбой между старинными порядками и тем, что вырастало под западным влиянием. Также воздействие на национальное самосознание и культуру оказала Отечественная война 1812 года.

Просвещение и наука

В области просвещения важнейшее значение имело создание Министерства просвещения в 1802 году. Его появление свидетельствовало о внимании властей к вопросам образования. В 1804 году была проведена реформа среднего и высшего образования. В среднем образовании основной формой стала гимназия. В первой четверти века в Санкт-Петербурге, Казани, Дерпте, Вильне были основаны университеты. По уровню образовательных программ им не уступали лицеи (Царскосельский, Демидовский, Ришельевский). Были созданы учебные округа, в которых во главу системы средних и низших учебных заведений были поставлены университеты.

Помощь со студенческой работой на тему
Культура России в первой половине XIX в.

Начинается интенсивное развитие естественных наук. Н.И. Лобачевским была создана новая система неевклидовой геометрии. Открытия В.В. Петрова, Б.С. Якоби, Э.Х. Ленца обогатили знания в области электрической и тепловой энергии, создав предпосылки для практического применения. Учреждение Пулковской обсерватории в 1839 году стало вехой для всей мировой астрономии. В начале века И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский осуществили первую русскую кругосветную экспедицию. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли Антарктиду в 1821 году. Историческая наука развивалась под впечатлением «Истории государства Российского», написанной Н.М. Карамзиным.

В целом политика Александра I и Николая I в области образования имела двойственный характер. Было осознание необходимости народного образования и опасение, что оно может привести к распространению нежелательных идей. Отсюда стремление к ограничению свободы преподавания, гонения на мыслящих преподавателей и профессоров. Вводилась цензура. Особенно контроль над образованием ужесточился после восстания декабристов. Николай I осознавал опасность распространения свободолюбивых идей благодаря развитию образования.

Литература

На рубеже веков классицизм сменяется сентиментализмом. Его основоположником стал Н.М. Карамзин. Однако воздействующая на чувства читателей сентиментальная литература мало затрагивала действительную жизнь. Этот разлад привел к тому, что сентиментализм был сменен романтизмом в лице В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. Романтические произведения изображают сильную страсть, герои действуют в необычной обстановке, появился интерес к национальному прошлому. Яркое представление о литературе романтизма дают стихи М.Ю. Лермонтова.

Определение 1

Романтизм - это литературное направление, для которого характерно изображение идеального мира и героя, ведущего борьбу с обществом.

«Золотой век» русской литературы начался с А.С. Пушкина, творчество которого В.Г. Белинский определял как поэзию действительности. Затем традиции русской литературы развивались М.Ю. Лермонтовым и Н.В. Гоголем, в творчестве которого особой остроты достиг критический реализм.

1845–1855 годы были самыми тяжелыми для русской литературы. После европейских революционных событий цензура обрушилась на «Современник», произведения Пушкина, славянофилов, Гоголя, М.П. Погодина, Ф.В. Булгарина, царского любимца В.А. Жуковского. Позже власть признала деятельность цензуры в этот период цензурным террором. Однако именно тогда начали творческую деятельность Ф.М. Достоевский, А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.

Живопись

В начале ХIХ века А.Г. Венецианов одним из первых художников начал изображать жизнь так, как она есть на самом деле. Его картины «Жатва», «Гумно», «На пашне» идеализировали сельскую жизнь, однако дали начало и бытовому жанру.

Господствующее положение оставалось за академической живописью. Важным явлением как искусства, так и общественной жизни, была работа К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», широко известная как в России, так и в Европе. Однако отживающие формы живописи Брюллова уже утрачивали для современников свою привлекательность.

Покончить со старым академическим классицизмом, по замыслу А.А. Иванова, должна была картина «Явление Христа народу». Однако к моменту окончания работы все переменилось: люди, время и сам художник, понявший, что обществу нужно другое. Предвестником нового критического направления живописи стал П.А. Федотов, в картинах которого неприкрыто отразилась действительность николаевской России:

  • «Сватовство майора»;
  • «Свежий кавалер»;
  • «Анкор, еще анкор!»;
  • «Завтрак аристократа».

Архитектура

В начале века в архитектуре доминировал стиль ампир, достигший высокого уровня в синтезе монументальной скульптуры и архитектуры. Ампир позволял отразить в постройках пафос победы в Отечественной войне.

Крупнейшим архитектором эпохи был К.И. Росси, придавший монументальными строениями завершающий вид центру Санкт-Петербурга. Главная черта его творчества – системы архитектурных ансамблей. Его основные работы:

  • Михайловский дворец и площадь;
  • здание Главного штаба и монументальная арка;
  • Александринский театр и прилегающие площадь и улица;
  • два соединенных здания – Сенат и Синод.

С конца 1820-х годов в развитии классицизма наступил кризис. Общественное развитие требовало новых форм и подходов в архитектуре. Идеалы классицизма подвергались резкой критике. Классицизм в 1830—40-е годах сменился неоготикой, восточным стилем. В храмовом зодчестве распространился русско-византийский стиль. В этом направлении ведущим архитектором был К.А. Тон. Николай I нашел в русско-византийском архитектурном стиле определенное соответствие теории официальной народности. Известнейшая постройка Тона – храм Христа Спасителя в Москве.

Период в целом можно охарактеризовать как переход к эклектике.

Определение 2

Эклектика – это сочетание элементов разных стилей.

Музыка и театр

А. С. Пушкин считается основателем национальной литературы. То же можно сказать про М.И. Глинку в отношении музыки. Его операми «Жизнь за царя» «Руслан и Людмила» было положено начало русской классической музыке.

В русский театр приходит романтизм. Утверждению его влияния способствовал П.С. Мочалов, исполнение которым роли Гамлета было в жизни театра крупным событием. Основоположником реализма был актер М.С. Щепкин, творчество которого легло в основу русской школы драматического искусства.