Мейстерзингеры — это немецкие поэты-музыканты из бюргерского сословия, объединявшиеся в литературно-певческие общества по ремесленно-цеховому принципу.
Новалис является самым значительным поэтом йенского кружка. Настоящее имя Новалиса – Фридрих фон Гарденберг.
Псевдоним Новалис в переводе с латинского языка означает «целина». Гарденберг считал себя первопроходцем.
Новалис родом из обедневшей дворянской семьи. В 1797 году онзакончил университет и занимался геологией, работал в солеварне.
Поэзия и проза Новалиса, его мировоззрение, философские размышления, эстетические взгляды пронизаны мистическим чувством присутствия бесконечного в конечном. Именно на этой двойственности, на осознании того, что в каждом единичном и материальном содержится всеобщее основано двоемирие романтизма. Единичное – это «проекция» всеобщего в мир, который человек способен воспринять.
«Гимны к ночи»
Особое значение для Новалиса имела любовь к Софи Кюн, которая скончалась в 1797 году. Поэт до конца жизни оплакивал девушку. В ней он нашел «поэзию утреннего часа». Ранняя смерть сохранила возлюбленную поэта не запятнанной прозой жизни. Любовь открыла Новалису интуитивный путь миропознания. Под влиянием смерти Софи Новалис создал «Гимны к Ночи».
Литературное и философское наследие Новалиса невелико:
- философская повесть «Ученики в Саисе»,
- «Духовные песни»,
- «Генрих фон Офтердинген»,
- «Гимны к Ночи».
«Гимны к Ночи» - это одно из самых мистических романтических произведений. Оно было создано под влиянием смерти Софи Кюн. Лирический герой произведения с ужасом отворачивается от света, от жизни, высказывая к ним отвращение в самых неожиданных образах. Главной целью этого сочинения является воспевание ночи, которая здесь предстает как многозначный символ. В произведении Новалиса ночь – не только время суток. Это еще и мир воображения, где слово поэта всесильно, где может осуществиться мечта о счастье мистической любви. Герой произведения исполнен болезненного, мучительного томления по ночи. Под ней поэт иносказательно подразумевает также и мрак, царство потустороннего, смерть. Новалис считает, что смерть – это настоящая сущность жизнь, как ночь – настоящая сущность дня.
По своей форме «Гимны к ночи» - это сочетание стихов и ритмизированной прозы. Ритм произведения разорванный, спотыкающийся, что усиливает состояние отчаяния, владеющего героем.
Главная идея произведения – прославление ночи, подчеркивание ее особого значения для человека, возможностей, которые она дарит каждому.
Роман «Генрих фон Офтердинген»
В романе «Генрих фон Офтердинген» воплощены основные положения эстетики Новалиса. Роман создавался в 1799-1801 гг. и остался незавершенным. Произведение было издано Людвигом Тиком уже после смерти Новалиса.
Роман состоит из двух частей: «Чаяния» и «Свершения». Вторую часть Новалис только наметил, а содержание этой части дано в изложении Тика.
Генрих фон Офтердинген – легендарный поэт начала 13 в., принимавший участие в Вартбургском состязании миннезингеров и победивший знаменитого Клингсора.
Романтики считали Генриха Офтердингена автором «Песни о Нибелунгах».
Произведение Новалиса стало первой попыткой создания серьезного романтического романа. в «Генрихе фон Офтердингене» нашла воплощение любимая идея Новалиса о том, что искусство – это внедрение человека в природу и внедрение природы в него. Автор ставит в центр внимания тему становления личности, в частности, личности поэта. Поэт был центральной фигурой в эстетике йенских романтиков. История главного героя – это повествование о том, как новая душа вступает в мир и как мир проходит через эту душу.
Роман Новалиса – это своеобразная полемика с Гете, потому Новалис настаивал, чтобы произведение было напечатано тем же шрифтом, что и «Годы учения Вильгельма Мейстера».
Ввиду того, что «Генрих фон Офтердинген» - сочинение философское, события разворачиваются в условном времени, в эпоху сказочного средневековья. Однако каких-либо определенных примет времени в этом произведении нет, за исключением рыцарей-крестоносцев и указаний на крестовые походы. Герои романа – воплощение идей писателя, это скорее даже герои-символы, нежели реальные люди.
Основу романтической иронии произведения составляет суждение о бесконечности процесса познания. Незавершенность произведения великолепно отразила представления Новалиса об идеале.
В этом произведении Новалис обращается к глубоко первичному периоду в истории Германии – 13 век. Именно в этот период закладывалось начало немецкой национальной культуры. Новалис считал, что чем глубже погружение в первичное, тем ближе к будущему. В связи с этим его произведение – это созерцание минувшего и угадывание будущего. При этом прошлое и настоящее тесно связаны между собой.
Основное содержание произведения – путь героя, проходящего по символической дороге становления. Герой на всем протяжении романа ищет Голубой цветок, ставший символом немецкой романтической поэзии. Путешествие, встречи, беседы с разными людьми подготавливают героя к постижению Голубого цветка.
В своем произведении Новалис пытается показать путь становления поэта: через обогащение опытом других людей, через вбирание их знаний в себя. Страдания, смерть возлюбленной тоже обогащают личность поэта.
«Генрих фон Офтердинген» - первая попытка создания «романа о художнике». Голубой цветок стал символом романтической поэзии.
Писатель планировал во второй части произведения изобразить служение героя германскому императору.
Новалис в своем романе преуменьшает значение разума и опыта при познании мира, противопоставляя им мистическую интуицию. Он указывает два пути, которые ведут к познанию мира и пониманию истории:
- трудный путь опыта;
- путь внутреннего созерцания.
Для Генриха основным способом интуитивного миропознания становится любовь к Матильде, через которую ему открывается Бог.
Новалис утверждает, что интересен только индивидуум. Поэтому в центре произведения – образ поэта как исключительной личности. Избавлять мир и природу от зла – высшая роль Генриха.