Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Женские образы Улицкой

Замечание 1

Женская литература — это общий термин, которым обозначаются книги, ориентированные на читательниц.

«Новая женская проза» Л. Улицкой

В литературе всегда уделялось особое внимание женским образам. Женщины изображались и как самостоятельные личности, которые занимают в обществе особое место, влияют на ход событий, и как второстепенные персонажи, которые помогают раскрыть образ главного героя, его положительные или отрицательные качества.

Женский образ в произведениях разных эпох менялся. Конец 20 – начало 21 вв. – переходная эпоха, переломная в сознании общества и писателей. В этот период шло переосмысление места России в мире, места человека в обществе, влияния прогресса на личность, особенностей русского менталитета. Ярким писателем переломной эпохи является Людмила Улицкая. В своих произведениях она изображает современность, жизнь человека в реальных условиях жизни. Настоящую популярность Улицкой принесли следующие произведения:

  • роман «Медея и ее дети»,
  • повесть «Сонечка»,
  • роман «Казус Кукоцкого».

В прозе Л. Улицкой женский образ интересен и многогранен. В ее произведениях отразились особенности женских образов классической литературы и реалии жизненного уклада рубежа 20-21 вв.

Образы, созданные Людмилой Улицкой, отличаются нестандартностью изображения. При этом многие из этих образов интертекстуальны и отсылают читателя к классике, к античности. Например, образ Медеи пересекается с образами античной Медеи Еврипида, Гесиода, Пиндара, Аполлония Родосского. Улицкая сохраняет в своей героине некоторые черты античности и одновременно с этим осовременивает ее.

Сонечка отсылает читателя к одноименным героиням Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.

Л. Улицкая изображает изнанку жизни (жизнь бомжей, алкоголизм, аборты и т.д.). «Новая женская проза» писательницы обнажает кошмар внутри жизненных реалий – в семейном быту, в любовных отношениях.

Хелена Гощило, американская исследовательница, феномен «новой женской прозы» Улицкой объясняет тем, что она разрушает идеальные представления о женской верности, скромности и жертвенности, традиционные для русской культуры, и выдвигает на первый план тело.

«Женские образы Улицкой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Многие героини Улицкой действительно ставят на первый план удовлетворение физиологических потребностей, а не духовных. Такими являются дочь Сонечки Таня, приемная дочь Елены Тоня.

При этом главные героини произведений Улицкой – Елена, Сонечка, Медея – полны духовной жизни, выше всех окружающих. Елена, не найдя себя в этой жизни, теряет рассудок, Медея после смерти мужа так и не выходит больше замуж, Сонечка после измены мужа «уходит» в книги. Улицкая создала целую галерею образов современных женщин.

Образ Сонечки

Сонечка – незаурядная фигура, резко отличающаяся от женских образов классической литературы. Героиня не является эталоном женской красоты. Как правило, главная героиня – харизматичная красавица и умница, знающая, чего хочет, обладающая женским чутьем. Сонечка Улицкой совсем не такая. С детства она погружена в свой мир. Этот типаж часто называют «синим чулком». Образ Сони имеет автобиографические черты. Писательница с самого детства была погружена в книги, читала их, наиболее интересные моменты заучивала наизусть. Улицкая цитировала рассказы О. Генри и очень любила творчество Б. Пастернака.

История повести «Сонечка» вполне обычная для современности. Главная героиня с детства погружена в мир книг, но взрослея, сталкивается с реальностью. Работая в библиотеке, героиня встречает своего спутника жизни. Мужчина старше Сони, в прошлом был художником, имеет судимость, знает французский язык. История этого персонажа очень необычна и интересна. Судьба его бросала по свету, подвергала различным испытаниям. Тихое семейное счастье стало наградой за все его мытарства.

Сонечке с появлением семьи стало совсем не до книг. Для не главное - семья: уют, тепло, дети, взаимопонимание, жизнь для любимых детей, жертвенность. В таком горячем порыве Соня продолжает традиции Наташи Ростовой. Соня всегда мечтала о большой семье. Но дочь ее отталкивает, живет своей жизнью. А муж влюбляется в Ясю, подругу дочери, которую Соня приняла как родную и приютила, радовалась ее приходам, заботилась о сироте. А вместо благодарности получила измену мужа. Но даже сквозь боль предательства Соня радовалась счастью мужа. После его смерти Соня организует похороны, выставку картин и принимает Ясю. Это христианское умение прощать прослеживается в образе Сони Мармеладовой, доброй, покладистой и всепрощающей девушки, которая живет ради других, принимает мир таким, какой он есть.

Улицкая относится к своей героине с любовью. Одновременно с этим можно предположить, что имя для своей героини писательница выбрала неслучайно. В начале произведения автор знакомит читателя с маленькой девочкой Сонечкой. На протяжении повести имя не меняется, не осложняется отчеством, фамилией. Это говорит о незрелости характера героини и ее простоте. Она осталась такой же мягкой и доброй, не озлобилась. Имя героини точно отражает ее внутренний мир. а благодаря интертекстуальным связям с произведениями писателей – классиков характер героини раскрывается наиболее ярко.

Образ Медеи Мендес

Медея Мендес, в девичестве Синопли – последняя женщина в греческой семье, которая в незапамятные времена поселилась на таврических берегах. Медея бездетна, всю свою жизнь она ухаживает за чужими детьми. В облике Медеи можно увидеть черты античной богини, а ее мышление мифологично.

После смерти мужа Медея не выходит замуж, хранит его память. Хоть у нее не было своих детей, она стала матерью для многочисленных родственников, которых растила с детства. У Медеи было около тридцати племянников, поэтому в ее доме всегда были гости. Медея была центром семьи, к которому тянулись все многочисленные братья и сестры, их дети, внуки. Дом Медеи - символ семейного счастья, где каждому спокойно. Ее дом можно сравнить с ноевым ковчегом, в котором все стремились спастись от потопа жизни. В своем архиве Медея хранит документы, письма, семейные ценности и даже волосы от стрижки племянников. Героиня очень наблюдательна, замечает малейшие изменения в мире, в природе.

Медея – основа Крыма, монумент, «для местных жителей Медея Мендес давно уже была частью пейзажа». Никто не мог представить себе Крым без Медеи. И семья не представляла свой род без нее. Образ Медеи несет в произведении тему семьи и отражает авторскую идею о том, что семья – это основа всего.

Дата последнего обновления статьи: 23.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot