Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ Кармен в творчестве Ф. Искандера

Определение 1

Интертекстуальность – это прием, когда автор отсылает читателя к другому произведению для того, чтобы раскрыть свою идею.

Женские образы в произведениях Ф. Искандера

В своих рассказах Ф.Искандер значительное место отводит женским образам, среди которых есть и положительные, и отрицательные. Однако при всем различии между этими образами есть что-то, что их роднит, объединяет. Это любовь, женственность, милосердие, способность испытывать сострадание.

Каждая героиня Искандера имеет свою историю, но эта история чаще всего печальная. В некоторых случаях она раскрыта не до конца – например, история Тали и Камы. Автор только намеками говорит, что на их долю выпадет много испытаний, что им придется пройти через многое. Иногда автор дает полноценный образ.

Статья: Образ Кармен в творчестве Ф. Искандера
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Большое внимание Фазиль Абдулович уделяет описаниям чувств своих героев и тому, каким образом отражаются эти чувства в национальных традициях и обычаях. Например, он описан обычай умыкания невесты. Когда нельзя соединить судьбу с любимой иначе, ее умыкают. Так случалось, например, с Катей, женой дяди Сандро из рассказа «Умыкание, или загадка эндурцев». Так же поступил и Тари Баграт, герой рассказа «Тали – чудо Чегема». Это обычай не возвышает женщин, наоборот, ставит их ниже мужчин.

Кроме того, Искандер часто рассказывает печальные любовные истории, которые заканчиваются смертью влюбленных, как в рассказе «Слово». В рассказе «Чегемская Кармен» автор осуждает недостойное поведение девушки, которая за все грехи в итоге расплатится жизнью.

Для описания образа Фазиль Искандер использует особый ход – каждая героиня его произведения показана глазами человека, влюбленного в нее. Например, в девушку легкого поведения Анастасию влюбляется чегемский парень Чунка.

Однако при всей влюбленности в своих героинь, писатель не рисует женщин с идеально красивой внешностью. Наоборот, каждая героиня имеет какой-либо недостаток. Таким образом, Искандер дает понять, что гораздо важнее не внешняя привлекательность, а то, что глубже. Например, Тали слишком худа; у жены дяди Сандро, Кати, слишком много родинок на теле; дочери Махаза отличаются богатырским сложением; Айша была некрасива. Однако при всех своих внешних недостатках героини рассказов Искандера наделены женственностью, мягкостью, добросердечностью. И именно это в них особенно ценит сам автор и окружающие.

«Образ Кармен в творчестве Ф. Искандера» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

«Чегемская Кармен»

После того, как публика познакомилась с историей Кармен П. Мериме, прошло больше двух столетий. За это время к образу Кармен обращались самые разные представители творческих профессий. Наиболее популярными из них были:

  • Опера «Кармен» Ж. Бизе;
  • Цикл стихов о Дон Жуане М. Цветаевой;
  • «Кармен-сюита» Р. Щедрин;
  • Фильм «Имя Кармен» Ж.-Л. Годар;
  • Анимация «Чуча» Гарри Барлин;
  • Новелла «Чегемская Кармен» Ф. Искандер;
  • Спектакль «Кармен» Р. Виктюк;
  • Пьеса «Хосе, Кармен и Смерть» Л. Улицкой и т. д.

Такой опыт обусловлен социокультурной динамикой, когда какой-либо классический образец актуализируется на пересечении возникающих меду обществом и культур проблем. Адаптация художественного текста при этом осуществляется в двух направлениях – интерпретации существующего произведения и реинтерпретации. В обоих случая точкой отчета является базовый текст, первоисточник. Если при интерпретации исходный текст в ходе адаптации теряет значимость, то в реинтерпретации осуществляется тотальное переосмысление текста. в случае с реинтерпретацией базовый текста в новом произведении присутствует только на уровне элемента другой системы, выступает в качестве «эха оригинала».

На долю героини рассказа «Чегемская Кармен» выпало немало испытаний, однако они были заслуженными. Поведение девушки не соответствовало поведению настоящей кавказской женщины. Зейнаб оказалась виновницей убийства бабушки ее любовником. Она дружила с людьми, которые нарушали закон. Зейнаб изменяла своему мужу. И за все эти грехи ей пришлось заплатить жизнью. И это была не просто смерть, а убийство ее же отцом. На Кавказе за позор бесчестия девушки отвечает вся семья, и этот позор их будет преследовать всю жизнь или же до тех пор, пока он не будет смыт кровью. Отцу Зейнаб надоело терпеть унижения, и он убил свою дочь.

Писатель назвал произведение «Чегемская Кармен» неспроста. История роковой красотки Кармен известна всем. Девушка была убита отчаявшимся любящим человеком. Здесь налицо оказывается интертекстуальность, когда автор отсылает читателя к другому произведению для того, чтобы раскрыть свою идею. Однако в рассказе «Чегемская Кармен» убийство совершает отец. Он очень любит свою дочь, однако жить дальше с таким позором он не в силах. Зейнаб нарушила законы, которым строго следуют кавказские женщины, и за это она должна расплатиться жизнью. Отец Зейнаб олицетворяет высший нравственный закон, свершающий правосудие.

Искандер представляет образ Зейнаб глазами родного человека. Он показывает ее некрасивость и красивость, ее хорошие поступки и плохие, жизненный путь героини так, как его видит отец, а он видит его иначе, чем остальные люди, осуждающие ее. Люди в ней видят только плохое. Отец же, как бы сильно на нее не злился, не может не любить собственную дочь. Ее друзья видят Зейнаб с отрицательной стороны. Маленькая девочка делает ей замечание по поводу курения, бывший муж говорит о ней только нелицеприятные вещи.

Искандер заставляет читателя взглянуть на героиню с другой стороны, с позиции ее отца, воспринять ее отрицательные качества так, как их воспринимал любящий человек, человек, подаривший ей жизнь, вложивший в нее душу. Человек, которому ответила она такой неблагодарностью. Писатель использовал сложный художественный код. Убийство отцом родной дочери стало кульминацией рассказа. Отец таким образом словно берет на себя грехи своей дочери.

Однако нравственные законы переступает не только героиня произведения. Другие героини тоже ведут себя далеко не так, как положены приличным девушкам. Например, Анастасия торгует телом. Возлюбленная Коли Зархиди, Даша, незаконно сожительствует сначала с офицером, потом с Колей, несмотря на то, что жить с мужчтной до брака на Кавказе не принято. Дочери Махаза тоже вступают в любовные связи до брака.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot