Утопия — это изображение идеального общественного строя в воображаемом будущем или прошлом в якобы существующей или когда-то существовавшей стране.
Жанр утопии в русской литературе
Традиция создания утопических произведений в истории русской литературы связана с именами А.П. Сумарокова, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Радищева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского.
Жанр утопии в России появился в 18 веке – в период становления русской литературы Нового времени. С этого периода утопия начала развиваться в соответствии с потребностями русской общественной мысли. Нередко русская утопия растворялась в произведениях различных жанров – фантастических рассказах, социальных романах (например, утопические мотивы присутствуют в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева).
В русской литературе множество утопических произведений, и их гораздо больше, чем принято думать. Эти произведения разнообразны и по жанровым особенностям, и по социальному содержанию. Среди этих произведений можно найти:
- утопии «государственного романа», популярного в 18 веке;
- славянофильские утопии;
- декабристские утопии;
- просветительские утопии;
- сатирические утопии;
- произведения в жанре утопического социализма;
- антиутопии.
Большинство европейских утопий строятся как неожиданное путешествие в неведомую страну, не обозначенную на географической карте. Этот традиционный ход использует М.М. Щербатов при описании «земли Офирской» в произведении «Путешествие в землю Офирскую». Однако в русской литературе чаще всего рассказывается о будущем, приснившемся герою во сне. Именно этот прием использует А.П. Сумароков (рассказы «Сон «счастливое общество»»), А.Д. Улыбышев («Сон»), А.Н. Радишев («Путешествия из Петербурга в Москву»), Ф.М. Достоевский («Сон смешного человека»), Н.Г. Чернышевский («Что делать?»).
Среди декабристских утопий в первую очередь стоит отметить повесть примыкавшего к декабристам литературного критика и писателя А.Д. Улыбышева «Сон», а также «Европейские письма» В. Кюхельбекера.
Эти письма написаны от лица американца, который путешествует по Европе 26 века и рассуждает о настоящем и прошлом европейских стран. По просветительскому пафосу, широте охвата истории, по вере в будущее России произведение Кюхельбекера опережает утопию Одоевского «4338 год», которая является частью незаконченной трилогии. Содержание книги «4338 год» изложено в виде писем Ипполита Цугниева, китайского студента, путешествующего в далеком будущем по России. В произведении Россия представлена как технократическая держава, в которой сохраняется монархический строй и социальное неравенство.
В негативных утопиях чаще всего описываются отрицательные последствия научного и технического прогресса, механизации труда, стиля жизни. Авторы этих произведений предупреждают об опасности мировых войн, которые могут повернуть историю вспять.
К утопиям сатирического направления относится повесть Г. П. Данилевского «Жизнь человека через сто лет».
Эволюция русской утопии связана с общественной атмосферой, сложившейся в стране в конце 19 – начале 20 вв. Первая русская революция 1905-1907 гг. вызвала идейный разброд среди русской интеллигенции, усугубила пессимистические настроения в сознании общественности и в литературе. Отразились эти настроения и в развитии утопической прозы. Показательной в этом отношении является повесть «Вечер в 2217 году» Н.Ф. Федорова.
Мотивы утопии звучат в творчестве известных писателей. Например, несколько утопических произведений были написаны В.Я. Брюсовым:
- «Республика Южного Креста»,
- «Земля»,
- «Семь земных соблазнов».
В творчестве писателя преобладает негативная утопия.
Социалистическая утопия представлена романом А.А. Богданова «Красная Звезда», в котором автор изобразил общество будущего, построенное на общественных началах.
Антиутопия в русской литературе
В 1920 году вышли две антиутопии: роман «Мы» Е.И. Замятина и роман Александра Чаянова «Путешествие моего брата Алексея Чаянова в страну крестьянской утопии» .
Роман «Мы» положил начала развитию жанра антиутопии в русской литературе 20 столетия. Произведение, воспринятое литературными критиками как злая карикатура на коммунистическое, социалистическое общество будущего, не было опубликовано в России. Кроме того, в романе содержались аллюзии на события гражданской войны.
В конце 1920-х годов Е.И. Замятин подвергся травле со стороны властей.
Роман А.В. Чаянова продолжил традиции литературной антиутопии. Произведение было опубликовано под псевдонимом И. Кремнев.
Роман Чаянова – это не столько антиутопия в традиционном понимании, сколько изложение взглядов автора на будущее страны. Чаянов убежден, что крестьянское дело должно быть мощным социальным движением. Чаянов, как и Замятин, за свое произведение подвергся репрессиям.
В 20-е годы в развитии утопической литературы наступил резкий спад. Начиная с 1930-х годов утопия как таковая не разрабатывается. Во многом возрождению этого жанра способствовало развитие научной фантастики, которую некоторые исследователи называют современной формой утопии.
Многие произведения писателей фантастов или являются романами-утопиями, или выполняют функцию утопических произведений. Такими являются, например, «Час быка» и «Туманность Андромеды» И.А. Ефремова.
Утопическая тема является характерной и для творчество В.В. Набокова («Приглашение на казнь», «Ада»).
В конце 80-х годов появились антиутопии, отражающие историческое время: повесть «Невозвращенец» А.А. Кабакова, роман «Москва 2042» В.Н. Войновича.
Развитие жанра антиутопии в русской литературы продолжается. Русская антиутопия, имея богатый опыт традиций, отличается новаторством, постоянным поиском новых художественных принципов и жанровых разновидностей. Это говорит о том, что традиция утопического и антиутопического русского романа продолжает питать современную литературу.