Утопия — это жанр художественной литературы, в котором описывается идеальное государственное и общественное устройство, одинаково справедливое ко всем гражданам страны.
Особенности русской утопии
Отечественная литературная утопия в 1930-е годы переживает спад, обусловленный утверждающимся социалистическим реализмом, который не способствовал ее дальнейшему развитию.
Ярким примером коммунистической утопии является роман Я.Л. Ларри «Страна счастливых людей».
Возрождение жанра утопии после долгого перерыва связано с развитием научной фантастики: «Полдень, XXII век» братьев Стругацких, «Туманность Андромеды» И.А. Ефремова. Но настоящий расцвет жанра утопии начинается в период перестройки. В это время происходит переосмысление советской утопии. Существенно возрастает интерес писателей к утопическому дискурсу.
Традиционно считается, что история русской утопии берет начало в18 веке. Русская утопия в количественном отношении уступает западноевропейской. Отечественная общественная мысль во все времена была обращена к теме человека, его предназначения, судьбы. Одним из ключевых принципов российской утопии является антропологизм. Представители русской утопии размышляли не о структуре и устройстве идеального государства, а о способах очищения от зла во имя обретения земного рая. Для русской философии, литературы и утопии сквозной становится тема «спасения человечества». В отечественной традиции речь о вымышленной стране идет крайне редко, чаще всего это Россия, но изменившаяся, избавившаяся от недостатков. Русский «рай» - это не царство демократии, где степень свободы определяется законом, а пространство «волюшки-вольной». В русской утопии первостепенными являются нравственные критерии. Вера в моральное самосовершенствование человека составляет суть прогресса нравственного, который в России всегда был предпочтительнее технического.
Антиутопия в современной русской литературе
Расцвет переживает и жанр антиутопии. В 1990-е годы мейнстримная русская литература была сосредоточена на изживании исторических травм, репрезентации апокалиптических идей, то в современной литературе областью авторского вымысла оказывается близкое будущее, в частности, его политические аспекты (О. Славникова «2018», Д. Быков «ЖД», «Эвакуатор», С. Доренко «2008», В. Сорокин «День опричника» и т.д.). Б.А. Ланин обращается к осмыслению активного распространения антиутопий и считает, что одной из причин этого явления оказывается отсутствие возможности открытого обсуждения политических проблем. Публичные дискуссии, которые были характерны для 90-х, заменяются частичным информированием о том, какие шаги предприняты властями.
Критик считает, что в русских утопиях и антиутопиях конца 20 – начала 21 вв. можно выделить несколько моделей развития. Одной из них является буддийская модель. Она реализована в книге «Дело жадного варвара», которая была издана в 2020 году под псевдонимом «Холь Ван Зайчик». В роли постоянного героя утопий – повествователя- в этой книге выступает «переводчик с китайского», публикатор. Утопический проект, выдвигаемый в этом произведение – государство Ордусь, возникшее в результате добровольного объединения Руси с Ордой. В стране правит «единственно диктатура закона».
Вторая модель – мусульманская. Она представлена в романе «Маскавская Мекка» А. Волоса. В этой книге Москва становится городом, где преобладает мусульманское население. Немусульманам приходится эмигрировать в коммунистическую деревню. Еще один пример этой модели «Мечеть Парижской Богоматери» Е. Чудиновой. Действие в этом романе происходит в 2048 году в Евроисламе (так теперь называется Евросоюз).
В романах В. Войновича «Москва 2042» и П. Крусанова «Укус ангела» воплощена православно-имперская модель.
В романах «День опричника» В. Сорокина, «Кысь» Т. Толстой, сборнике рассказов Д. Горчева «План спасения» представлена сатирическая модель.
Б. Ланин отмечает, что насилие в утопии – прогноз, а в антиутопии – реальность и образ жизни.
Антиутопия, в которой повествуется о наиболее опасных тенденциях современности, редко оказывается интересной для массового читателя. Но в эпоху постмодернизма она превращается в легкую и занимательную беллетристику, которая вместе с тем не теряет свою пророческую силу.
Особенности художественного мира современной антиутопии
Специфика тематики и проблематики антиутопии обусловливает художественный мир этого жанра. Для антиутопии характерным является конфликт человека и государства, который вызван следующими факторами:
- Принципами государственного устройства тоталитарного общества;
- Соотношением коллектива и личности в этом обществе;
- Отрицательными сторонами результатов научно-технического прогресса.
Хронотоп является важным аспектом художественного мира произведений этого жанра. Как правило, художественное время располагается в будущем, а пространство обусловлено отграничением от реальности или открытием новых миров.
В антиутопии система персонажей чаще всего располагается по оппозиционному принципу «свои – чужие».
Хронотоп играет сюжетообразующую роль. Он отображает авторский замысел относительно проблематики произведения и в относительно построения системы образов. Хронотоп антиутопии – это социальная модель в государстве с тоталитарной системой.
В 20 веке в русской антиутопии сформировались следующие виды топосов:
- «канцелярия», «котлован», «город» (А. Платонов);
- «единое государство» (А. Замятин);
- «Крым» (В. Аксенов);
- «Москва» (Ю. Даниэль, М. Булгаков).
Наряду с этими видами традиционных топосов в антиутопиях последних десятилетий сформировались новые: «квартира», «больница», «двор», «лаз», «площадь», «канализационный люк» и т.д.
По сравнению с антиутопиями прошлых лет, в произведениях современных писателей наблюдается еще большая замкнутость пространства.
В современной антиутопии пространство пропитано тревогой, смертью, опасностью. Оно совершенно лишено света и таит физическую и духовную опасность для человека. Герою практически некуда уйти, поэтому композиционный прием путешествия, традиционный для антиутопии, трансформируется в бегство героя, уход в другой мир или бесцельные и бесконечные блуждания в лабиринте, выхода из которого нет.