Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанр утопии в русской литературе второй половины хх - ххi вв.: проблемы генезиса и поэтики

Определение 1

Утопия — это жанр художественной литературы, в котором описывается идеальное государственное и общественное устройство, одинаково справедливое ко всем гражданам страны.

Особенности русской утопии

Отечественная литературная утопия в 1930-е годы переживает спад, обусловленный утверждающимся социалистическим реализмом, который не способствовал ее дальнейшему развитию.

Замечание 1

Ярким примером коммунистической утопии является роман Я.Л. Ларри «Страна счастливых людей».

Возрождение жанра утопии после долгого перерыва связано с развитием научной фантастики: «Полдень, XXII век» братьев Стругацких, «Туманность Андромеды» И.А. Ефремова. Но настоящий расцвет жанра утопии начинается в период перестройки. В это время происходит переосмысление советской утопии. Существенно возрастает интерес писателей к утопическому дискурсу.

Традиционно считается, что история русской утопии берет начало в18 веке. Русская утопия в количественном отношении уступает западноевропейской. Отечественная общественная мысль во все времена была обращена к теме человека, его предназначения, судьбы. Одним из ключевых принципов российской утопии является антропологизм. Представители русской утопии размышляли не о структуре и устройстве идеального государства, а о способах очищения от зла во имя обретения земного рая. Для русской философии, литературы и утопии сквозной становится тема «спасения человечества». В отечественной традиции речь о вымышленной стране идет крайне редко, чаще всего это Россия, но изменившаяся, избавившаяся от недостатков. Русский «рай» - это не царство демократии, где степень свободы определяется законом, а пространство «волюшки-вольной». В русской утопии первостепенными являются нравственные критерии. Вера в моральное самосовершенствование человека составляет суть прогресса нравственного, который в России всегда был предпочтительнее технического.

«Жанр утопии в русской литературе второй половины хх - ххi вв.: проблемы генезиса и поэтики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Антиутопия в современной русской литературе

Расцвет переживает и жанр антиутопии. В 1990-е годы мейнстримная русская литература была сосредоточена на изживании исторических травм, репрезентации апокалиптических идей, то в современной литературе областью авторского вымысла оказывается близкое будущее, в частности, его политические аспекты (О. Славникова «2018», Д. Быков «ЖД», «Эвакуатор», С. Доренко «2008», В. Сорокин «День опричника» и т.д.). Б.А. Ланин обращается к осмыслению активного распространения антиутопий и считает, что одной из причин этого явления оказывается отсутствие возможности открытого обсуждения политических проблем. Публичные дискуссии, которые были характерны для 90-х, заменяются частичным информированием о том, какие шаги предприняты властями.

Критик считает, что в русских утопиях и антиутопиях конца 20 – начала 21 вв. можно выделить несколько моделей развития. Одной из них является буддийская модель. Она реализована в книге «Дело жадного варвара», которая была издана в 2020 году под псевдонимом «Холь Ван Зайчик». В роли постоянного героя утопий – повествователя- в этой книге выступает «переводчик с китайского», публикатор. Утопический проект, выдвигаемый в этом произведение – государство Ордусь, возникшее в результате добровольного объединения Руси с Ордой. В стране правит «единственно диктатура закона».

Вторая модель – мусульманская. Она представлена в романе «Маскавская Мекка» А. Волоса. В этой книге Москва становится городом, где преобладает мусульманское население. Немусульманам приходится эмигрировать в коммунистическую деревню. Еще один пример этой модели «Мечеть Парижской Богоматери» Е. Чудиновой. Действие в этом романе происходит в 2048 году в Евроисламе (так теперь называется Евросоюз).

В романах В. Войновича «Москва 2042» и П. Крусанова «Укус ангела» воплощена православно-имперская модель.

В романах «День опричника» В. Сорокина, «Кысь» Т. Толстой, сборнике рассказов Д. Горчева «План спасения» представлена сатирическая модель.

Замечание 2

Б. Ланин отмечает, что насилие в утопии – прогноз, а в антиутопии – реальность и образ жизни.

Антиутопия, в которой повествуется о наиболее опасных тенденциях современности, редко оказывается интересной для массового читателя. Но в эпоху постмодернизма она превращается в легкую и занимательную беллетристику, которая вместе с тем не теряет свою пророческую силу.

Особенности художественного мира современной антиутопии

Специфика тематики и проблематики антиутопии обусловливает художественный мир этого жанра. Для антиутопии характерным является конфликт человека и государства, который вызван следующими факторами:

  • Принципами государственного устройства тоталитарного общества;
  • Соотношением коллектива и личности в этом обществе;
  • Отрицательными сторонами результатов научно-технического прогресса.

Хронотоп является важным аспектом художественного мира произведений этого жанра. Как правило, художественное время располагается в будущем, а пространство обусловлено отграничением от реальности или открытием новых миров.

В антиутопии система персонажей чаще всего располагается по оппозиционному принципу «свои – чужие».

Хронотоп играет сюжетообразующую роль. Он отображает авторский замысел относительно проблематики произведения и в относительно построения системы образов. Хронотоп антиутопии – это социальная модель в государстве с тоталитарной системой.

В 20 веке в русской антиутопии сформировались следующие виды топосов:

  • «канцелярия», «котлован», «город» (А. Платонов);
  • «единое государство» (А. Замятин);
  • «Крым» (В. Аксенов);
  • «Москва» (Ю. Даниэль, М. Булгаков).

Наряду с этими видами традиционных топосов в антиутопиях последних десятилетий сформировались новые: «квартира», «больница», «двор», «лаз», «площадь», «канализационный люк» и т.д.

По сравнению с антиутопиями прошлых лет, в произведениях современных писателей наблюдается еще большая замкнутость пространства.

В современной антиутопии пространство пропитано тревогой, смертью, опасностью. Оно совершенно лишено света и таит физическую и духовную опасность для человека. Герою практически некуда уйти, поэтому композиционный прием путешествия, традиционный для антиутопии, трансформируется в бегство героя, уход в другой мир или бесцельные и бесконечные блуждания в лабиринте, выхода из которого нет.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot