Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Хронотоп в рассказе Одоевского "Два дня из жизни земного шара"

Определение 1

Криптоним — это подпись под произведением вместо имени автора, не предполагающая возможности отождествить ее с каким-либо определенным лицом.

Синтез философии и поэзии в творчестве В. Одоевского

Для русской литературы на протяжении всей ее истории характерно стремление ставить и решать сложнейшие философские проблемы. И одной из таких острых проблем был вопрос исторического развития человечества и цели, к которой ведет это развитие. Этим обусловливается популярность жанра литературной утопии в конце 18 века.

Литературная утопия далеко не всегда предстает как философски обоснованная, чего нельзя сказать о творчестве В. Одоевского. Писатель в равной степени принадлежит и истории русской философии, и истории русской литературы. Одоевский при этом в своем творчестве не только органически соединяет художественную литературу и философию, но и теоретически обосновывает такое соединение, необходимое для достижения высшей формы философии.

Одна из ключевых идей Одоевского – противопоставление в человеке разума и инстинкта (по терминологии писателя – «инстинктуальной силы»). Инстинкт Одоевский понимал не в смысле инстинкта животных, а как первичную форму единства человека с миром, которая в человеке порождает некоторое «знание» о мире. И этим «знанием», не похожим на научное знание, человек обладал уже в самом начале своего развития, но по мере становления разума, развития способности выражать в слове, в системе общих, отвлеченных понятий свои познания, он утрачивал «знание», связанное с инстинктом, и оказался вынужден постепенно его воспроизводить и повторять в дискурсивной рациональной форме.

В нынешнем состоянии научное знание о мире – это лишь низшая форма знания. А высшая форма научного знания – философия, которая в первую очередь познает человека, а затем его отношение к миру. Разум в этой сфере уже оказывается бессилен. Правильная, по-настоящему глубокая философия должна основываться на возрожденной «инстинктуальной силе». Для Одоевского это означает присутствие в философском знании поэзии.

«Хронотоп в рассказе Одоевского "Два дня из жизни земного шара" » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Главным принципом правильного философского познания человека является утверждение, что человек – бесконечное и абсолютное существо, которое в своем земном существовании лишь в малой степени раскрывает свою сущность. Ярким свидетельством этого убеждения Одоевский считал древние легенды и сказания, в которые еще жило порожденное «инстинктуальной силой» «знание». Человек в них предстает подобным богам – могущественным и совершенным. И если бы это скрытое могущество человека было явлено на свет, произошло бы радикальное изменение отношений человека с миром. Он бы стал «господином» природы и всего мира. По Одоевскому, все проблемы человечества связаны с тем, что человек не может 2руководить» природой, он сам страдает от произвола и вместе с ней идет к гибели. Одоевский отмечает, что природа «громко и беспрерывно» взывает к силе человека. Человечество, считает писатель, сбилось с истинного пути и стремится к своей погибели.

Антиутопия в творчестве Одоевского

В антиутопии «Последнее самоубийство» Одоевский показывает безрадостный итог этого пути. Цель этого небольшого рассказа – иллюстрация концепции Мальтуса. Главная проблема общества будущего, изображенного здесь, – перенаселение, которое вызвало нехватку жизненных ресурсов. Автор стремится показать, что развитие науки и техники не может решить главных проблем человечества. Если цивилизация продолжит идти по пути наращивания научно-технической мощи, ее гибель неизбежна.

В творчестве писателя есть произведения, в которых он прямо и понятно говорит о «сверхчеловеческом» состоянии человечества:

  • «4338-й год»;
  • «Два дня из жизни земного шара».

Повесть «4338-й год» так и осталась незавершенной. В написанной части писатель не дошел до изложения своих представлений о высшем знании (мистическом и философском), составляющем высшую цель развития человека и всей истории.

В обоих произведениях Одоевский изображает состояние человеческой цивилизации накануне катастрофического события – столкновения с кометой, которая уничтожит человечество. Эта тема в повести «4338-й год» остается на втором плане. Писатель здесь коротко говорит о том, что ученые и правители в наиболее развитой русской части всеобщей человеческой цивилизации спокойно готовятся к встрече с кометой. Они надеются с помощью мощных ракет изменить траекторию ее движения. В данном случае борьба с кометой и угрозой, которая от нее исходит, имеет научно-технический характер.

«Два дня из жизни земного шара»

Совершенно другое отношение к угрозе раскрывается в рассказе «Два дня из жизни земного шара». В этом произведении писатель изображает ситуацию, когда астрономы предсказали столкновение с кометой и гибель Земли в течение нескольких дней.

По сюжету эта ситуация является вымышленной, предстает как фантазия одного из посетителей светского салона.

Люди поддаются всеобщей панике, все духовные и нравственные основы в обществе оказываются обесцененными. Этому противопоставляется спокойствие и выдержка мудрого старика-пророка. Он видит в мире гораздо больше, чем другие, и для него открыто будущее. На восклицание сына, что он потерял зрение и слух, раз не боится очевидной угрозы, старик отвечает, что он сохранил и т и другое, и даже обладает таким, чего нет у других – силой рассудка и спокойствием духа. Он успокаивает сына, утверждая, что комета так же неожиданно пропадет, как и появилась. Гибель Земли, по мнению старика, не так близка, как все думают – она еще не достигла возмужалости. И старик оказался прав. Комета проходит мимо Земли. Возникает вопрос: Старец угадал будущее или он обладает способностью влиять на реальность, и сам определил будущее? Возможно, своим спасением Земля обязана именно этому старца? Весьма вероятен положительный ответ на этот вопрос, на что намекает вторая часть рассказа, в которой изображается, как Земля совершает последние витки по орбите перед тем, как упасть на Солнце. То есть Земля стоит перед лицом еще более ужасающей катастрофы, чем столкновение с кометой.

Но второй день в жизни земного шара, который происходит через много тысячелетий после первого, люди переживают как праздник, так как они в это время до конца раскрыли свою человеческую природу, стали всемогущими существами, и для них теперь соединение с Солнцем – это повод продемонстрировать свою власть над природой, свое единство с ней.

Вторая часть произведения состоит из одного абзаца, в котором описывается «общий пир земного шара». Это оптимистическое представление о будущем довольно редкое явление для русской литературы. У Одоевского оно сочетается с пессимистическим картинами вероятной гибели цивилизации, как в рассказе «Последнее самоубийство».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot