Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Народности России в литературе

Факторы, влияющие на развитие литератур народов России

Кроме литературы на русском языке на территории России существуют профессиональные литературы на языках народов России:

  • Алтайская
  • Башкирская
  • Абазинская
  • Нивхская
  • Нанайская
  • Марийская
  • Якутская
  • Эскимосская
  • Эвенская
  • Чукотская
  • Татарская
  • Ульчская
  • Удмуртская
  • Чеченская
  • Удэгейская и др.

Развитие литературы народностей России определялось целым рядом общих факторов. Одним из таких факторов является основополагающая роль фольклора, в первую очередь произведений эпического жанра. Фольклорные произведения являются предшественниками и сопутствующими источниками профессиональной литературы. Еще одним фактором, оказавшим влияние на развитие литературы народностей России, является стимулирующее воздействие русской литературы. Немалую роль в развитии литературы российских народностей сыграла и деятельность просветителей – этнографов, педагогов, переводчиков, историков, языковедов. Усвоение системы жанров западной литературы, таких как роман, новелла, поэма в ее видовых модификациях, сонет – еще один фактор, повлиявший на развитие этических литератур. Эти новые жанры стали восприниматься так же легко и естественно, как и жанры традиционные – йыр, дастан, тулки, сарын, рубаи, шаири и т.д.

Статья: Народности России в литературе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Вместе с этими факторами, для литературы народностей России присуще значительное разнообразие, которое обусловлено их принадлежностью к разным регионально-этническим общностям – Сибирь, Поволжье, Дальний Восток, Северный Кавказ, Крайний Север. Также для литературы народностей России характерно традиционное тяготение к какому-либо полюсу культурно-религиозной идентификации – к исламскому миру, к культуре буддизма или к ценностям христианства при сохраняющемся сопряжении с верованиями язычества.

Дифференциация литературы народов России обусловлена еще и тем, что к началу двадцатого века они находились на разных уровнях развития. Например, татарская и еврейская литература имеют многовековой опыт развития, а литература чувашского, удмуртского, кумыкского, якутского народа сформировалась в конце 19 века. После 1917 года возникла литература тувинских и адыгейских народностей, а также народов Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера и некоторых народов Кавказа.

Замечание 1

В результате интенсивного процесса взаимообогащения, активно происходившего в советский период, сформировался билингвизм, который является существенным фактором развития литературного процесса в России.

«Народности России в литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проза в литературе народов России

Процесс становления прозаических жанров, включая жанр романа, начался в 1920-1930-х годах. Степень общественной значимости национального художественного опыта во многом определяется уровнем развития романа. Например, черты, характерные романному мышлению, когда автор стремится к многомерному изображению человека в общественном пространстве, особенно сильно ощущаются в произведениях татарского писателя Г. Г. Ибрагимова, чеченского автора С. С. Бадуева, калмыцкого литератора А. М. Амур-Санана, карачаевского писателя Х. А. Аппаева, марийского автора А. Игнатьева. цикл новелл «Поэт», написанный лакским писателем Э. М. Капиевым, является одним из важнейших достижений национальных литератур середины двадцатого века.

Для романистики второй половины двадцатого века характерно расширение сферы самосознания главного персонажа, усиление художественной самореализации характера, которое исключает самоцельность, дидактизм и очерковую описательность этнографизма. В этот период важнейшими достижениями национальных литератур являются многоплановые романы, среди которых выделяются:

  • «В далёком аале» (автор - хакасский писатель Н. Г. Доможаков),
  • «Зелёный полумесяц», «Сломанная подкова» (автор - кабардинский писатель А. П. Кешоков)
  • «Я не сулю тебе рая» (автор -башкирский писатель А. Г. Бикчентаев)
  • «Дорога на Москву» (автор – чувашский писатель М. Н. Юхма) и другие.

Этническая проза активно развивается в творчестве писателей народов Севера, например Г. Г. Ходжер – «Амур широкий», С. Н. Курилов «Ханидо и Халерха», В. М. Санги «Женитьба Кевонгов», В. Н. Ледков «Люди Большой Медведицы», Ю. С. Рытхэу «Когда киты уходят», Е. Д. Айпин «Ханты, или Звезда Утренней Зари» и другие.

Лирическая проза пользуется большой популярностью в литературе народностей России. Одним из высших достижений этого жанра является произведение Р. Г. Гамзатова «Мой Дагестан», которое отличается близостью к фольклорной поэтике, свободой от канонов жанра. Впервые в литературах Северного Кавказа в этом произведении передается чувство неразрывной связи вселенского и родного, единства всего человечества.

Драматургия в литературе народов России

Развитие драматургии в литературах народностей России происходило неравномерно – первая аварская пьеса была написана в 1924 году («Мастер», Б. Г. Малачиханов»), а первая табасаранская пьеса появилась лишь в 1934 году (А. П. Джафаров, «От тьмы к свету»). Проблематика драматических произведений соответствовала главным требованиям ангажированной литературы. Суть и характер сценического действия обозначались уже в названиях произведений. В 30-е годы 20-го века появились произведениях, которые до настоящего времени не потеряли свою актуальность и до сих пор интересны читателям и зрителям. Примером такой пьесы является драма «Айгази», написанная кумыцким писателем А. П. Салаватовым. В период с 1950 по 1970 годы значительное место в драматургии народностей России заняли исторические и героико-романтические драмы.

Поэзия в литературе народов России

Ведущую роль в литературах наров России играла поэзия. Многим видным национальным авторам всероссийскую известность принесли именно произведения стихотворного жанра.

В конце 20-го века поэзия народностей России пережила процесс активного жанрового обогащения, которое проявилось, в основном, в интенсивном освоении новых стихотворных и жанровых форм – верлибра, сонета и других. В развитии поэзии народов России в 21 веке важное значение имеют обращение к разным модификациям стихотворного эпоса, таких как поэма-монолог, лирическая поэма, лироэпическая поэма, роман в стихах, а также увеличивающееся значение философских тем и тем национального самосознания, исторической памяти народа.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot