Биография Юрия Полякова
Юрий Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 года в Москве, в простой семье. Отец Полякова Михаил Тимофеевич работал электромонтером на заводе, мать писателя Лидия Ильинична – технолог по специальности. Еще ребенком, Поляков очень любил читать, а в подростковом возрасте начал сам писать стихи. Сведения о детстве не раскрываются в биографии писателя, поэтому о том, как Юрий Михайлович рос, практически ничего не известно.
Литературный талант юного Михаила Полякова распознала его учительница русского языка и литературы. С будущей профессией определиться Михаилу Юрьевичу было не сложно, после окончания школы он поступил в Московский государственный областной университет (в то время в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской).
Еще будучи студентом Поляков преподавал в московской школе литературу и русский язык. В 19 лет писатель записался в Литературную студию, функционировавшую при Московском городском комитете Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи.
После получения диплома по специальности русская филология, Юрий Михайлович начал читать курс литературы и русского языка в школе рабочей молодежи. В скором времени Поляков пошел в армию. Во время службы своим цепким взглядом Поляков замечал все недостатки военной службы СССР.
В частности, Полякова поразил размах дедовщины в советской армии. Срочную службу будущий писатель проходил в качестве заряжающего самоходную артиллерийскую установку «Акация» в Группе советских войск в Германии – оперативно-стратегическом формировании войск Вооружённых Сил СССР. Уже в это время в его голове созрел замысел будущего литературного произведения.
Творческая деятельность
После посещения семинара Ларисы Николаевны Васильевой, известной советской поэтессы, Поляков начал совершенствовать свое мастерство в сочинении стихов. Мастерству прозы Юрий Михайлович учился у В. В. Сикорского.
Еще будучи студентом филологического факультета, в 1974 году, Поляков опубликовал первое стихотворение в ежедневном издании «Московский комсомолец». Спустя три года в этой же газете был опубликован уже целый цикл стихотворений начинающего поэта.
Идея будущей повести появилась еще в период службы в советской армии. Но после возвращения в Москву Поляков устроился в Бауманский районный комитет комсомола, в школьный отдел, и на время отложил литературное творчество. Однако в районном комитете комсомола Юрий Михайлович проработал всего год, затем стал корреспондентом «Московского литератора», еженедельной газеты правления и парткома писательской организации Союза Писателей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Москве.
Через некоторое время Поляков стал главным редактором издания.
В 1979 году Поляков начал сотрудничество с «Литературной газетой», общественно-политическим еженедельником. В период работы в публицистике, Юрий Михайлович не оставлял своих планов начать литературную деятельность.
В 1979 году Поляков опубликовал свое первый сборник поэзии под названием «Время прибытии». Через два года вышел еще один сборник «Разговор с другом». Однако эти стихи не принесли популярности автору.
В начале 1980-х годов Поляков начал работать над своим первым серьезным произведением, идея которого возникла еще в период службы в армии.
Основу повести «Сто дней до приказа» составила главная на то время социальная проблема армии СССР - дедовщина.
Однако произведение, не смотря на всю его художественную ценность, было не допущено военной цензурой к печати.
Лишь в период нестабильной политической ситуации в стране, в 1987 году, после инцидента с немецким самолетом, который приземлился прямо в центре Москвы, А. Д. Дементьев, главный редактор журнала «Юность», решил опубликовать повесть Юрий Михайловича. На все возражения со стороны цензоров Дементьев в довольно резкой форме напомнил о событиях с немецким самолетом.
В 1990 году вышел фильм Хусейна Эркенова, снятый по повести Юрия Полякова. Но сам писатель не оценил этот фильм, отметил, что картина снята в стиле сюрреализма, фильм не реалистичен.
За два года до публикации повести «Сто дней до приказа» в этом же журнале была напечатана повесть «ЧП районного масштаба». Это произведение также было экранизировано.
После публикаций этих произведений к Полякову пришла популярность. В 1990-х годах Юрий Михайлович написал еще несколько социально-философских романов. Произведения были хорошо оценены и литературными критиками, и читателями.
Одновременно с литературной деятельностью Поляков писал кандидатскую диссертацию, которая была посвящена творчеству Г. К. Суворова, советского писателя и поэта. В 1981 году Поляков защитил диссертацию и получил степень кандидата филологических наук. После этого Юрий Михайлович стал членом Союза Писателей СССР.
В 2001 году Юрий Михайлович стал главным редактором «Литературной газеты», сотрудничество с которой продолжалось на протяжении двадцати двух лет. В 2000-х года в свет вышли социально-политические очерки «Молчание кремлят», которые принесли Полякову популярность в публицистике.
Литературные критики относят творчество Полякова к стилю гротескного реализма. После распада СССР произведения Юрия Михайловича были переведены на иностранные языки. Книги Полякова вошли в школьную программу. Тексты стихотворений легли в основу песен.
После того, как в литературном творчестве Поляков добился признания и славы, он решил покорить российское телевидение. И в 2010 году Юрий Михайлович стал ведущим программы «Контекст», которая выходила на государственном телеканале «Россия-Культура».
В результате активной политической и социальной деятельности Поляков был включен в список доверенных лиц В. В. Путина.
Осенью 2016 года появилась книга серии «Жизнь замечательных людей», которая была посвящена творчеству Полякова. Книга вышла под названием «Последний советский писатель».
В январе 2017 года Поляков представил сборник эссе, рассказов и стихотворений «Перелетная элита».
Библиография Ю. М. Полякова:
- «Время прибытия»
- «Разговор с другом»
- «ЧП районного масштаба»
- «Сто дней до приказа»
- «Апофегей»
- «Демгородок»
- «Козленок в молоке»
- «Порнократия»
- «Грибной царь»
- «Гипсовый трубач, или Конец фильма»
- «Любовь в эпоху перемен»
- «По ту сторону вдохновения».