Нельзя отрицать, что сегодня русская литература переживает свой упадок. С чем же это может быть связано и как это объяснить? Говоря об упадке современной русской литературы, мы имеем ввиду тот факт, что количество тиражей с каждым годом все уменьшается, люди уделяют чтению все меньше и меньше времени. Но следует заметить, что литература всегда во все времена претерпевала некоторый дискомфорт, поэтому нынешнее состояние современной русской литературы скорее всего не приведет к полнейшему ее упадку, это лишь очередной этап в ее развитии.
Кризис эстетической и социально-культурной функции современной русской литературы
Можно назвать три основные социальные функции современной художественной литературы:
- эстетическая или развлекательная функция
- социально-коммуникативная
- познавательная или информирующая
В случае, когда мы говорит о том, что современная русская литература претерпевает упадок мы имеет ввиду, что она утрачивает какую-то одну или несколько, а может быть и все свои функции.
Эстетическая или развлекательная функция является одной из основных, но при этом большинство людей понимают ее суть хуже остальных функций. Существует некая градация: «низкая» литература - это литература развлекательного характера, «высокая» литература это та, что дарит эстетическое наслаждение. Но вывод один – читая художественную литературу будь то «высокую» или «низкую», человек с удовольствием проводит свой досуг.
Социально-коммуникативную функцию литература способна реализовать лишь через известное произведение. Следует учесть тот факт, что само содержание произведения не так важно, главное в данном случае его известность. Подобных произведений должно быть не слишком много, именно тогда они могут быть катализаторами социальной коммуникации. Это популярное произведение реализует социальную сплоченность того общества, в котором оно является популярным. Это значит, что все те люди, которые читают эту популярную книгу обладают общими интересами, имеют схожие мнения, всем им близки проблемы из этой книги.
Сегодня развлекательная функция художественной литературы вытесняется новыми развлекательными средствами, например, компьютерными играми интернетом и так далее. Но как показывает опыт, наличие новых развлекательных приспособлений не исключает старые, например, кинематограф так и не вытеснил театр, а он, в свою очередь, не был вытеснен телевидением. Некоторые рассматривают интернет как конкурента современно литературе, но если смотреть на этот вопрос более глобально, то интернет является средством пропаганды и распространения литературы.
Еще один факт, который говорит в пользу кризиса эстетически-развлекательной функции состоит в том, что качество современных произведений отличается не самым положительным образом. Это происходит потому что авторы ориентируются на массового читателя, чья грамотность и вкусы оставляют желать лучшего. Следует так же сказать, что «высокого» читателя отличают его вкусы, интересы, хобби, а это скорее всего не сплачивает, а наоборот разъединяет социальные группы. Современные авторы же ориентируются на самые примитивные человеческие потребности, которые доминируют у большинства.
Несмотря на минусы «низкой» литературы, она выполняет важную социально-коммуникативную функцию, «высокая» же литература эту функцию выполнить не в состоянии.
Если сравнивать современную литератору с литературой предшествующих столетий, то следует отметить, что проблема эта не была столь актуальна в то время. Читатели в сносной своей массе были людьми грамотными, пытливого ума. Писатели ориентировали свои книги именно на таких читателей. Школы, лицеи, гимназии формировали более активно литературные вкусы. В то время литература могла осуществить обе свои основные функции – и эстетическую и социально-коммуникативную. Сегодня, к сожалению, две эти функции идут в противовес друг другу.
Кризис познавательной функции
Литература может выполнять информативную функцию лишь в том случае если автор произведения является экспертом в некой сфере. Он должен знать то, что не известно большинству, то что он знает должно быть интересно и полезно, и он должен уметь должным образом донести эту информацию до своего читателя. Писатель-эксперт может быть:
- мыслителем;
- человеком, имеющим уникальный опыт
Идеальный пример писателя-эксперта – это мыслитель, который перед тем как предоставить читателю свое произведение проделал долгую и кропотливую работу, совершил анализ, выделил главное от второстепенного и в идеальном виде преподносит своему читателю. Яркими примерами писателей- мыслителей являются М.В. Ломоносов, Ф. М. Достоевский, В.Г. Белинский, А.А. Блок, Л.Н. Толстой.
Те, кто пишут романы или повести о событиях истории, в обязательном порядке должны быть экспертами в этой области, то есть перед написанием произведения, автор должен досконально изучить тот вопрос, о котором идет речь в его произведении, провести ряд исследований на эту тему, ознакомиться с необходимой информацией, которая поможет читателя верно интерпретировать написанное.
В другом случае, писатель-эксперт может быть человеком, обладающим уникальным жизненным опытом, которым он хотел бы поделиться со своими читателями. Особый интерес у читателей вызывают писатели, которые прошли войну, побывали в необычных путешествиях и так далее.
Нельзя сказать, что сегодня перевелись эксперты среди писателей, но их становится все меньше, объяснить это можно опять же тем, что спрос на особую «умную литературу» падает. Кроме того, книга уже не является источником уникальных знаний, сейчас конкуренцию ей составляет всеми нами используемый интернет, без которого современный человек уже не представляет своей жизни.
Заключение
Ныне стоит острый вопрос: нужна ли нам художественная литература. Сегодня в нашей стране литература перестала занимать центральное место, которое она занимала до 21 века. Творческая интеллигенция, государство, образование перестали напоминать нам о необходимости чтения и чтения художественной литературы в частности. Но не следует думать, что низкий культурный уровень общества является причиной упадка современной художественной литературы. На самом деле причина кроется в том, что сегодня люди стараются найти для себя более удобные информационные источники. Современное общество коренным образом отличается от общества, которое было несколько веков назад – в то время, когда происходил расцвет русской литературы. У людей нашего обществ другие приоритеты и задачи, к сожалению, современна художественная литература с трудом может удовлетворить потребности современного человека.