Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социо-культурные изменения в России начала XX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура начала XX в. / Социо-культурные изменения в России начала XX в.
Социо-культурные изменения в России начала XX в.

Предчувствие катастрофы в обществе

Ощущение творческой интеллигенции конца XIX в., что литература и искусство в России находятся в состоянии кризиса, было закономерным, потому что на рубеже эпох любая культура переживает такое состояние. Но грядущий XX век тем более оправдывал такие ожидания: ведь общественная жизнь России была похожа на кипящий котел, готовый вот-вот взорваться. И писатели и художники, как чуткие сейсмографы, улавливали приближение катастрофы.

Замечание 1

И все-таки, несмотря на мрачные предчувствия, на рубеже ХІХ-ХХ вв. было создано немало выдающихся произведений литературы и искусства.

За короткий срок – с 1890-х до 1917 г. – российская культура пережила невероятный взлет, вот почему это время называют «Серебряным веком» Действительно, старая, традиционная культура, питавшаяся классическим наследием «Золотого века», испытывала глубокий кризис. Но в недрах ее рождалась новая культура, шел постоянный поиск новых форм, новых средств выражения, нового языка искусства.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Новые громкие имена в русской культуре

В это время еще творил классик русской литературы Л.Н. Толстой. Традиции классической литературы развивали А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин. Ярко заявили о себе Л.Н. Андреев и М. Горький. Начало XX в. – время расцвета театрального искусства. В 1898 г. в Москве возник Художествен ный театр. Этот театр и его руководители К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко скоро создали себе громкое имя в России и за границей.

Замечание 2

Говоря о реализме в русской литературе начала XX в., нужно упомянуть и произведения Максима Горького. Раннее творчество писателя было, впрочем, проникнуто духом романтизма

Горький считался пролетарским писателем, защитником интересов рабочих. В романе «Мать» он создал образ рабочего-борца Павла Власова. В рассказе «Челкаш», пьесе «На дне» Горький воспевает (не без влияния ницшеанства) свободного человека, а такими людьми, по мысли Горького, были герои этих произведений – босяки.

М. Горький. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поэты активно вовлекались в поиски новых форм. В начале XX в. сформировалось несколько поэтических групп и течений, выражавших различное отношение к творчеству: от утонченно-декадентских (от франц. «декаданс» – упадок) до революционно-романтических.

Вот, например, стихи З.Н. Гиппиус, которая была не только поэтессой, но и теоретиком искусства. Вместе со своим мужем, философом и поэтом Д.С. Мережковским, они открыли салон, где обсуждались философские, эстетические и религиозные вопросы.

Влияние промышленного переворота

Совершенно иная среда – пролетарские поэты, дерзко взирающие в будущее. Наиболее известный из них – Демьян Бедный, взявший себе выразительный псевдоним (настоящее его имя – Е.А. Придворов). Эти поэты были близки к социал-демократическому движению, популярны в рабочей среде. Приобрели популярность и крестьянские поэты, воспевавшие красоту родной природы и стихию деревенской жизни. Самые известные из них – Сергей Александрович Есенин и Николай Алексеевич Клюев. В их произведениях «избяная Россия» противопоставляется наступающей враждебной городской стихии, машинной цивилизации.

В те годы было создано немало значительных реалистических произведений. При этом их авторы старались переосмыслить достижения реалистической школы, по-новому истолковать идею адекватного изображения действительности.

Замечание 3

В конце XIX – начале XX в. бурное развитие промышленности коренным образом изменило жизнь России.

Особенно это ощущалось в больших городах, облик которых менялся прямо на глазах. Повсюду поднимались промышленные здания с трубами, ангарами и прочими признаками наступающей на частную жизнь человека цивилизации.

В то же время развивалось и строительство городских особняков, куда человек мог бы спрятаться от становящейся все более агрессивной окружающей действительности. Поиски новых форм в промышленной и гражданской архитектуре привели к созданию стиля модерн (в переводе с французского – «новый, современный»). Этот стиль тяготел к естественным формам, противоположным жесткому машинному техницизму. Модерн и в конструкциях и в декоративном убранстве словно бы заимствовал у живой природы ее приметы: изгибы стеблей растений, рисунок резных листьев и цветов, формы раковины и крыла бабочки и т.д.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24