Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социо-культурные изменения в России начала XX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура начала XX в. / Социо-культурные изменения в России начала XX в.
Социо-культурные изменения в России начала XX в.

Предчувствие катастрофы в обществе

Ощущение творческой интеллигенции конца XIX в., что литература и искусство в России находятся в состоянии кризиса, было закономерным, потому что на рубеже эпох любая культура переживает такое состояние. Но грядущий XX век тем более оправдывал такие ожидания: ведь общественная жизнь России была похожа на кипящий котел, готовый вот-вот взорваться. И писатели и художники, как чуткие сейсмографы, улавливали приближение катастрофы.

Замечание 1

И все-таки, несмотря на мрачные предчувствия, на рубеже ХІХ-ХХ вв. было создано немало выдающихся произведений литературы и искусства.

За короткий срок – с 1890-х до 1917 г. – российская культура пережила невероятный взлет, вот почему это время называют «Серебряным веком» Действительно, старая, традиционная культура, питавшаяся классическим наследием «Золотого века», испытывала глубокий кризис. Но в недрах ее рождалась новая культура, шел постоянный поиск новых форм, новых средств выражения, нового языка искусства.

Новые громкие имена в русской культуре

В это время еще творил классик русской литературы Л.Н. Толстой. Традиции классической литературы развивали А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин. Ярко заявили о себе Л.Н. Андреев и М. Горький. Начало XX в. – время расцвета театрального искусства. В 1898 г. в Москве возник Художествен ный театр. Этот театр и его руководители К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко скоро создали себе громкое имя в России и за границей.

Замечание 2

Говоря о реализме в русской литературе начала XX в., нужно упомянуть и произведения Максима Горького. Раннее творчество писателя было, впрочем, проникнуто духом романтизма

Горький считался пролетарским писателем, защитником интересов рабочих. В романе «Мать» он создал образ рабочего-борца Павла Власова. В рассказе «Челкаш», пьесе «На дне» Горький воспевает (не без влияния ницшеанства) свободного человека, а такими людьми, по мысли Горького, были герои этих произведений – босяки.

М. Горький. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поэты активно вовлекались в поиски новых форм. В начале XX в. сформировалось несколько поэтических групп и течений, выражавших различное отношение к творчеству: от утонченно-декадентских (от франц. «декаданс» – упадок) до революционно-романтических.

Вот, например, стихи З.Н. Гиппиус, которая была не только поэтессой, но и теоретиком искусства. Вместе со своим мужем, философом и поэтом Д.С. Мережковским, они открыли салон, где обсуждались философские, эстетические и религиозные вопросы.

Влияние промышленного переворота

Совершенно иная среда – пролетарские поэты, дерзко взирающие в будущее. Наиболее известный из них – Демьян Бедный, взявший себе выразительный псевдоним (настоящее его имя – Е.А. Придворов). Эти поэты были близки к социал-демократическому движению, популярны в рабочей среде. Приобрели популярность и крестьянские поэты, воспевавшие красоту родной природы и стихию деревенской жизни. Самые известные из них – Сергей Александрович Есенин и Николай Алексеевич Клюев. В их произведениях «избяная Россия» противопоставляется наступающей враждебной городской стихии, машинной цивилизации.

В те годы было создано немало значительных реалистических произведений. При этом их авторы старались переосмыслить достижения реалистической школы, по-новому истолковать идею адекватного изображения действительности.

Замечание 3

В конце XIX – начале XX в. бурное развитие промышленности коренным образом изменило жизнь России.

Особенно это ощущалось в больших городах, облик которых менялся прямо на глазах. Повсюду поднимались промышленные здания с трубами, ангарами и прочими признаками наступающей на частную жизнь человека цивилизации.

В то же время развивалось и строительство городских особняков, куда человек мог бы спрятаться от становящейся все более агрессивной окружающей действительности. Поиски новых форм в промышленной и гражданской архитектуре привели к созданию стиля модерн (в переводе с французского – «новый, современный»). Этот стиль тяготел к естественным формам, противоположным жесткому машинному техницизму. Модерн и в конструкциях и в декоративном убранстве словно бы заимствовал у живой природы ее приметы: изгибы стеблей растений, рисунок резных листьев и цветов, формы раковины и крыла бабочки и т.д.