Мотив в литературе – это устойчивый формально-содержательный компонент произведения, который может повторяться в рамках творчества одного автора, а также в контексте мировой литературы в целом.
Мотив пророчества в творчестве Лермонтова
В творчестве поэтов с трагической судьбой удивительным образом проявляется пророческое начало. Эта особенность поэтов многие годы привлекает литературоведов, философов, лингвистов. Лермонтов глубоко осознавал свой пророческий дар. У поэта есть произведения, лирическим героем в которых является пророк (например, одно из самых известных стихотворений «Пророк»).
Культурные истоки пророческих стихотворений М.Ю. Лермонтова, по мнению исследователей, связаны с эпохой романтизма. Поэт, как известно, в ранней юности увлекался Оссианом, Байроном и русскими романтиками – Жуковским, ранним Пушкиным.
Но кроме внешних причин, истоком пророческих произведений Лермонтова была глубокая укорененность поэта в христианском мировоззрении. Н.А. Бердяев называет М.Ю. Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Например, изображаемое Лермонтовым в стихотворении «Пророк» пророчество через страдания имеет определенный ветхозаветный источник – книгу пророка Иеремии. Предсказатель, призывавший народ к исправлению и покаянию, прошел через множество испытаний – ему угрожали расправой, его бросали в темницу. Однажды Иеремия даже усомнился в Боге и посмел бросить свое дело, но все же сумел преодолеть временную слабость и прошел до конца свой тяжелый путь прорицателя.
Темы предсказаний М.Ю. Лермонтова
Темами предсказаний Лермонтова являются:
- Пророчества о грядущих бедах Отечества;
- Предчувствие собственной гибели, ее обстоятельств.
Свою раннюю гибель М.Ю. Лермонтов предсказал, например, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой»: «Я раньше начал, кончу ране».
В лирике Лермонтова можно выделить ряд мотивов, которые тем или иным образом связаны с предсказанием смерти. Поэт начинает об этом писать уже в ранний период своего творчества. В стихотворениях «Ночь», «Завещание» (1831), «1831-го Июня 11 дня» Лермонтов во многом предваряет мотивы стихотворений, написанных незадолго до дуэли с Мартыновым:
- «Сон»;
- «Завещание» (1840);
- «Я к вам пишу случайно; право…».
Этот мотив у Лермонтова тесно связан с его осознанием собственной исключительности. В стихотворении «1831-го июня 11 дня» Лермонтов наиболее полно и ярко показывает свою способность предвидеть приближение трагической гибели: «Я предузнал мой жребий, мой конец».
Почти за сто лет Лермонтов предсказал страшную революцию. В произведении «Предсказание» поэт говорит о том, что Россию ждут тяжелые времена: «Настанет год, России черный год…».
С темой смерти связаны многие поэтические сновидения М.Ю. Лермонтова. Например, в написанном незадолго до смерти стихотворении «Сон» Лермонтов рисует смерть поэта на Кавказе, когда он, смертельно раненный, лежит один, брошенный всеми. В. Соловьев отмечает, что «Лермонтов не просто предчувствовал свою роковую гибель, он ее видел заранее».
Тема поэта-пророка в творчестве Лермонтова
Обращение к теме поэта-пророка позволяет М.Ю. Лермонтову наиболее полно раскрыть экзистенциальные вопросы. Тема поэта-пророка включает философские вопросы:
- об отношении к жизни и к поэзии,
- о предназначении поэта-пророка,
- о феномене пророчества.
В тему поэта-пророка у М.Ю. Лермонтова органично вписаны тема одиночества и тема Демона. У Лермонтова Демон является не только олицетворением темного начала и всемирного зла. Демон – это трагический образ восставшего духа, тоски по родной душе и по истинным чувствам.
Душа поэта полна настроениями безысходности, печали, разочарования и неустроенности земной жизни. В произведениях Лермонтова (например, «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Выхожу один я на дорогу» содержится ощущение трагического конца. В этих произведениях нет надежды на бессмертие, в отличие, например, от стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Стихи «Пророк», «Поэт», написанные незадолго до трагической гибели Лермонтова, наполнены глубоким философским смыслом.
В полной мере пророческий дар поэта проявляется в предчувствии им своей безвременной гибели. Этот мотив получает развитие в лирическом автобиографическом произведении «Когда твой друг с пророческой тоскою…», где поэт, обращаясь к предмету своей любви, говорит о себе в третьем лице, предчувствуя неизбежность приближающегося скорого конца.
Заканчивая свою поэму «Демон», М.Ю. Лермонтов пишет строки, в которых выражает свое отношение к добру и злу, упование на неизбежное торжество добра над олицетворенным в образе Демона злом. Демон победил земную любовь, но перед божественной силой добра он бессилен. Однако даже в этой духовной победе добра над злом Демон не смиряется с поражением, растворяясь в своем одиночестве. Таким образом, оценка Демона у Лермонтова диалектичная и строится с учетом сложности отношений добра и зла. В этом Лермонтов усматривает непреодолимую трагичность жизни поэта и человеческой жизни вообще.
У Лермонтова тема пророчества, поэта-пророка, одиночества, демона и демонизма органично связаны между собой и составляют целостное мировосприятие. Большая роль в этом мировосприятии принадлежит фаталистической вере, мистике, которая составляет основу трагического мироощущения Лермонтова.
Поэзии Лермонтова характерна такая особенность, как сосредоточенность на собственных переживаниях, на своей личности. Как отмечает В. Соловьев, Лермонтов благодаря остроте и силе своего взгляда, обусловленным его необычной сосредоточенностью на себе, мог проникать в более глубокую связь существующего, и эта способность была пророческой. Однако своей способности Лермонтов не давал практического применения, поэтому в настоящем смысле слова, по мнению Соловьева, Лермонтов не является пророком. Поэт не был занят историческими судьбами отечества, он был занят только своей судьбой, и в этом он «более пророк, чем кто-либо из поэтов».