Романтизм Марины Цветаевой
Марина Цветаева является одной из самых ярких, неугасаемых звезд поэзии 20 века. в 1913 году в своем стихотворении она писала: “Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь”. Однако, чем больше времени проходит с момента ее смерти, тем сложнее ее забыть, а вернее, – невозможно. Творчество Цветаевой сложно постичь до конца и до конца его расшифровать. ее творчество ни на что не похоже, оно уникально и своеобразно.
Многие предпринимали попытки раскрыть талант Цветаевой, утвердить, оспорить или опрокинуть его. Писатели и критики русского зарубежья по-разному относились к ее творчеству и по-разному о писали о Марине Цветаевой. Например, Слоним, русский редактор, был твердо уверен в том, что однажды наступит такой день, когда творчество Цветаевой будет вновь открыто и оценено по достоинству, и наконец займет заслуженное место в качестве одного из самых интересных литературных явлений дореволюционной эпохи.
Первые стихи Марины Цветаевой вышли в 1910 году и были хорошо приняты читателями, приняты как стихи настоящего поэта. Однако в этот же период началась и трагедия Цветаевой, которая заключалась в одиночестве и непризнанности, при этом не было в ней никакого оттенка обиды или ущемленного тщеславия. Марина Цветаева воспринимала жизнь такой, какая она есть. В начале своего творческого пути Цветаева относила себя к последовательным романтикам, потому добровольно подчинялась своей судьбе.
Творчество Цветаевой в эмиграции
Со временем поэтический мир Цветаевой заметно усложнился. Свойственное ей романтическое мироощущение вступало в тесное взаимодействие с миром русского фольклора.
В период эмиграции поэзия Цветаевой воплощает эстетику футуризма.
Постепенно в своих творческих произведениях Марина Цветаева переходит от напевной и говорной интонации к ораторской, которая часто срывается на крик, вопль. Она обрушивается на своего читателя всеми поэтическими приемами, характерными футуристическому течению. Основная часть русской эмиграции, особенно та часть, которая обосновалась в Праге, хоть и признавала ее талант, все же относилась к Цветаевой с недружелюбием. И даже несмотря на это, Чехия для Марины Цветаевой всегда оставалась счастливым и светлым воспоминанием. Именно в Чехии Цветаева закончила работу над своей поэмой «Молодец». Эту поэму называют ангелом-хранителем, талисманом поэтессы. Именно эта поэма помогла Цветаевой продержаться в самый трудный период начальной поры существования на чужбине.
В Берлине Цветаева продолжает очень много работать. В ее произведениях чувствуется интонация мысли, глубоко и тяжело выстраданной. В этих стихотворениях много выношенности и жгучести чувств и горькая сосредоточенность, внутренние слезы – новые чувства, появившиеся в этот период. Однако сквозь переживания и тоску Цветаева пишет стихи, которые переполнены любовью и самоотреченностью. В Берлине Мрина Цветаева пишет «Сивиллу». Этот цикл является музыкальным по своей композиции и образности и философичным по своему смыслу. Это произведение тесно связано с «русскими» поэмами Цветаевой. Для эмигрантского периода характерна укрупненность лирики Цветаевой.
Стихи Марины Цветаевой невозможно спокойно читать, слушать и воспринимать. В ее стихах заложено страстное социальное начало. Цветаева считала, что практически всегда поэт противопоставлен окружающему миру. Он является посланцем божества, поэт выступает в качестве вдохновенного посредника между небом и людьми. Именно поэт в произведении Цветаевой «Хвала» противопоставлен богам.
Поэзия Марины Цветаевой постоянно претерпевала видоизменения, меняла привычные очертания. В ее творчестве появлялись новые оттенки, возникали совершенно другие звуки. Характерная для Цветаевой закономерность неизменно проявлялась в ее творческом развитии. Две поэмы – «Поэма Конца» и «Поэма горы» в сущности представляют собой одну поэму – дилогию, которую можно было бы называть «Поэмой Расставания» или «Поэмой Любви». Обе эти поэмы являются историей любви, историей краткого и бурного увлечения, которое оставило след на всю жизнь в обеих любящих душах. Цветаева больше никогда не создавала поэмы с такой страстной нежностью, исступленностью, лихорадочностью и абсолютно полной лирической исповедальностью.
После того, как появился «Крысолов», Цветаева повернулась от лирики к сатире и сарказму. Именно в этом произведении поэтесса разоблачает мещанство. В парижский период своего творчества Марина Цветаева проводит много времени над размышлениями о времени, о смысле человеческой жизни, мимолетной по сравнению с вечностью. Лирика этого периода проникнута образам времени, рока, вечности, она принимает все более и более трагичные ноты. Вся лирика Цветаевой этого периода, включая пейзажную и любовную, посвящена Времени. В Париже поэтесса постоянно тоскует и все чаще и чаще размышляет о смерти.
В парижские годы лирических произведений Цветаевой написано мало, она в основном работает над поэмой, а также мемуарной и критической прозой.
В 1930-е годы Цветаеву почти не печатают, однако она успевает отправить «Стихи в Чехии» в Прагу, где их сберегли. Таким образом постепенно в творчестве Цветаевой происходит переход к прозе. Проза для Марины Цветаевой представляет самую настоящую поэзию со всеми особенностями, присущими ей. Характерными чертами прозы Марины Цветаевой являются:
- отражение личности автора
- проявление характера, манеры и пристрастий автора
- философия искусства и жизни.
Цветаева надеялась, что проза прикроет ее от критики эмигрантских изданий, ставших ее недоброжелателями.
Сегодня Марину Цветаеву любят и ценит миллионы людей во всем мире. Ее поэзия стала неотъемлемой частью духовной жизни, прочно вошла в культурный обиход.