В настоящее время русская поэзия вновь переживает свой расцвет, однако полное осознание этого процесса произойдет только годы спустя. Проблема заключается в том, что в настоящее время не существует критериев, по которым можно было бы оценить современный поэтический текст. Все оценки являются исключительно субъективными, а аналитические материалы о современной поэзии и вовсе являются редкостью.
Характерной чертой современности является существование локальных референтных сообществ, которые пропагандирует определенные литературные сообщества и группы.
Основная масса литературных критиков современности – это одаренные поэты, имеющие организаторские способности и выраженные пристрастия. То есть это те люди, которые формируют мнение общественности в соответствии со своими представлениями о поэзии и со своей практикой. Поэтому не всегда такая критика является объективной.
Творческие аспекты современной поэзии
Одной из важнейших особенностей современности является чрезвычайно высокий уровень поэзии российских регионов и поэзии столичных городов, не выведенной в мейнстрим. В настоящее время в русской поэзии осуществляет свою творческую деятельность большое количество талантливых поэтов, которые пишут силлабо-тонические стихи. Однако, к сожалению, такие поэты зачастую обделены вниманием литературоведов и критиков. Эти поэты опираются на лучшие стихотворные традиции, однако в их произведениях ужесточены черты современной просодии, в стихах появилась просторечная, бытовая лексика, а порой даже и обсценная лексика. Это поэзия часто граничит с физиологическим очерком, она жесткая, даже нелицеприятная. Тоска, смерть и т.д. – эти слова часто присутствует в этих произведениях, что сильно отличает стихи современных поэтов от стихов советского периода. Поэзия отражает изменения, происходящие в обществе, являясь своеобразным зеркалом. Среди современных поэтов, пишущих в подобном стиле:
- Анна Павловская,
- Феликс Чечик,
- Игорь Галеев и многие другие.
Основным лейтмотивом этих поэтов является трагическое ощущение мироздания. Часто это ощущение скрывается за маской иронии, брутального сарказма и гротеска. Поэты современности постоянно напоминают о том, что бытие абсурдно и бренно. Речь этих поэтов синтаксически простая.
Заслуживает внимания поэма «Выпускной-77», которую написал Валерий Прокшин. Это произведение является одним из самых суггестивных произведений современной поэзии. Поэма написана свободным стихом, без лишних изысков и красивых оборотов. Это поэма о судьбах учеников обычной советской школы. Кто-то из выпускников погиб в Афганистане, кто-то спился, кто-то совершил самоубийство и т.д. В этой поэме показана жизнь, реальная, без приукрашивания.
Современные поэты разделены на традиционалистов и авангардистов. Такое разделение обусловлено, главным образом, путаницей в терминологии и существованием неких идеологических запретов.
К авангардистам относят и тех поэтов, которые пишут в комбинаторной манере –визуальной поэзии, аннаграматического письма, однострока, палиндромии и т.д., что является ошибочным. Перечисленные жанры не являются новыми, им десятки и даже сотни лет. Современные поэты являются последователями классиков, развивают традиции изящной словесности. То есть тоже являются поэтами – традиционалистами. В комбинаторной манере пишут такие современные поэты, как Арсен Мирзаев, Георгий Жердев, Константин Кедров, Елена Круглова и многие другие.
Много современных авторов пишут свободные стихи. Эти стихи все чаще стали появляться на страницах известных литературных журналов. Например, в журнале «Новый мир» публикуются верлибры таких поэтов, как Наталия Азарова, Юрий Косаговский, Евгений Харитонов и другие. Регулярно проводятся фестивали свободных стихов. Однако, по мнению критиков, свободный стих в современной поэзии переживает кризис, так как чаще всего оказывается низведенным до уровня не самой лучшей прозы. По-настоящему энергичный верлибр, усиленный элементами отстранения, встречается достаточно редко.
Сетевая поэзия
21 век – век технологий. И современная поэзия практически тоже переместилась в интернет. С одной стороны, это доступность любого произведения для читателя, возможность автора заявить о себе, публиковать свои стихи в свободном доступе. Однако, в таком текстовом изобилии самых разнообразных произведений читателю очень сложно сориентироваться и найти действительно качественные стихи. Современную сетевую поэзию можно условно разделить на несколько уровней
На нижнем уровне присутствует большое количество порталов, где стихи свободно публикуются любым желающим автором. Проблема заключается в том, что, как правило, на таких порталах публикуют свои произведения те авторы, которые лишены возможности публиковаться в профессиональных изданиях. Поэтому такие стихи в основной своей массе не несут особой художественной ценности. Можно сказать, что такие порталы рассчитаны больше на писателя, чем на читателя. Однако существует и поэзия, ориентированная исключительно на читателя. Чаще всего это поэзия, рассчитанная на подростковую аудиторию.
На следующем уровне современной поэзии находится социальная поэзия, которая представлена поэтами, творящими на стыке лирики и репортажа, перформанса и поэзии. Эта поэзия востребована, и меняется в соответствии с запросами публики. Поэтическая составляющая в данном случае имеет скорее прикладное значение, однако мастерство и талант поэтов способны порадовать даже самого требовательного читателя.
Следующий уровень – это те поэты, которые прошли жесткий профессиональный отбор, чьи произведения публикуются в толстых журналах.
Таким образом, современная поэзия разнообразна и многогранна. Важной чертой современности является возможность свободно публиковать свои произведения. Каждый читатель выступает в роли критика, оставляя комментарии к произведениям поэтов в сети. Однако критика современной поэзии по большой части не является объективной виду отсутствия критериев оценки. Оценка произведений современных авторов носит субъективный характер.