Князь В. Ф. Одоевский (1803 – 1869 гг.) широко известен как русский философ и писатель XIX ст., однако, не всем известно, что его научные интересы распространялись на сферу искусства, прежде всего, музыкального.
В середине XVIII столетия в Российской империи широко распространились идеи просветительства, которые привели к развитию свободомыслия в дворянской среде, формированию многих видов национального искусства, в том числе, и созданию национальной композиторской школы. Огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры был внесён именно Одоевским.
Музыку Одоевский любил с детства, он был прекрасным композитором, исполнителем и музыковедом. Он сочинял мелодии к произведениям А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова. Им были написаны колыбельные и вальсы. Его литературный салон в Петербурге посещали Р. Вагнер, Ф. Лист, К. и Р. Шуманы. Он был близким другом Глинки. Влияние музыки нашло своё отражение в литературных произведениях, наполненных музыкальными образами. Иначе говоря, музыка сопровождала философа на протяжении сей его жизни.
Периодизация музыкальной мысли Одоевского
В развитии музыкальной мысли выдающегося философа можно условно выделить два периода:
- Первый (1822 – 1836 гг.) можно назвать «доглинковским» периодом, когда Одоевский только начал свою музыкально-критическую деятельность. Отличительными чертами музыкальной мысли указанного периода выступают увлечение немецкой музыкой и приверженность эстетике романтизма;
- После 1836 г. – «постглинковский» период. В 1836 году Одоевский познакомился с Глинкой и начал поддерживать его планы создания национальной оперы. Характерными особенностями этого периода выступают искания определения самобытности национального музыкального искусства.
Сегодня считается, что национальная композиторская школа берёт своё начало с оперы «Жизнь за царя».
Именно В. Ф. Одоевский утвердил эту композицию своим пером.
Осмысление музыкального искусства с позиций романтизма
В своей первой музыкально-критической статье «К редактору Вестника Европы» автор пишет:
Мне кажется, в сем отношении первое место после Италии занимает не Польша, а Германия. Отечество Моцарта и Гайдна должно иметь более сходство с Италиею, чем Польша; … не в Польше, а в Германии можно найти почти во всяком доме какой-нибудь музыкальный инструмент.
Под польской музыкой в данном случае, скорей всего, понимаются сочинения Марии Шимановской, которые пользовались огромной популярностью в Петербурге, что дало возможность журналисту П. И. Шаликову утверждать, что польская музыка занимает в России место итальянской. Одоевский же возражает Шаликову, предугадав, что богатство музыкальной культуры Германии захватит Россию.
Приводит автор и собственное понимание сущности музыкального искусства:
«Как в природе всякое явление есть совокупность двух противоположностей, так и в музыке всякая фраза есть совокупность созвучия и противозвучия (consonantia -dissonantia)».
Подобное определение отражает два момента:
- прежде всего, тот факт, что в своём понимании музыки Одоевский основывается на идее о «согласии» в музыке, впервые сформулированной в трудах философа-неоплатоника Боэция и господствующей в западноевропейской философии музыки. Соответственно, в своём понимании сущности музыки Одоевский следует западноевропейской традиции;
- кроме того, философ привносит в осмыслении сущности музыкального искусства диалектическую идею. В западноевропейской теории музыкального искусства, музыка ассоциировалась с «согласием», «несогласие» же к сфере искусства не относилось. Одоевский одним из первых подчеркнул, что гармоничность музыкального искусства может быть понята, интерпретирована в координатах «согласие – несогласие», что обе категории нужны для лучшей понимании сущности музыкальных произведений.
Понимание сущности музыкального искусства в концепции Одоевского, таким образом, восходит к неоплатоновской интерпретации музыки и дополняется элементами гегелевской диалектики.
Кроме того, философ одним из первых дал дефиницию гласа, под которым он понимал
…не самые напевы, не какую-либо определенную мелодию, но систему или схему звуков, входящих в тот или другой напев, или так сказать материал напевов.
Важно добавить, что Одоевский предпринял первую попытку создания словаря древнерусского певческого искусства, в котором он предпринимает попытку адаптировать под потребности русскоязычного читателя иностранную музыковедческую терминологию. В частности, в приведённом словаре иностранные слова интервал, аккорд и гамма были представлены как промежуток, созвучие и гласобежание.
Одоевским стал одним из первых исследователей певческой культуры, которая до этого считалась чем-то диким, варварским, далеким от академической музыки и музыкального искусства как такового. Философ одним из первых осознал необходимость возвращения к национальной народной музыкальной культуре после длительного увлечения западными музыкальными образцами. Он подчёркивал необходимость записи древних напевов с голосов народа, которые должны сохраниться в глухих, захолустных местах в самобытном, исконном виде.
В частности, в процессе изучения генезиса русского церковного пения Одоевский приходит к выводу, что оно имеет много общего с греческим: национальное певческое искусство России и Греции характеризуется схожестью звуков напева, ритмом, «движением мелодии».
Музыка для Одоевского – это не просто удовольствие и искусство, это область научного знания, серьёзных исканий, средство сохранения народности, самобытности нации.
Таким образом, на основании проведённого анализа можно сделать, что Одоевский внёс огромный вклад в теоретическое осмысление сущности музыкального искусства и практическое развитие национальной композиторской школы. Благодаря его музыкально-критическим статьям национальное музыкальное искусство обогатилось новыми терминами и понятиями, многие из которых используются и сегодня.