Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реальное и фантастическое в повести Николая Гоголя «Нос»

Определение 1

Литература абсурда – это особый стиль написания текста, для которого характерны гротескная демонстрация бессмысленности и нелепости человеческого бытия, отсутствие причинно-следственных связей.

История создания, жанр, направление, композиция произведения

Умение сделать настоящий шедевр из популярного анекдота или случайно услышанной истории – одна из характерных черт Н. В. Гоголя. И одним из ярких примеров такой способности писателя является повесть «Нос», которая вызвала немало споров у современников и не утратила актуальности и по сей день.

Повесть была написана в 1832-1833 гг. Произведение входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет повести основывается на известном в то время анекдоте о пропавшем носе. Анекдот был переведен с французского языка. Подобные истории были очень популярны и имели множество вариантов. Мотив носа, который мешает полноценно жить, впервые у Гоголя появляется в 1832 году в незавершенном произведении «Фонарь умирал».

Повесть «Нос» претерпела немало изменении из-за замечаний цензуры и желания писателя наилучшим образом воплотить идею. Так, писатель менял финал произведения, и в одном из вариантов все события объясняются сновидением героя.

Гоголь первоначально собирался опубликовать повесть в журнале «Московский наблюдатель», но получил отказ. Повесть была напечатана в 1836 году в журнале «Современник».

К моменту публикации «Носа» Н. В. Гоголь уже был известен благодаря сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», в котором он обращается к теме мистики. Но если произведения этого сборника опираются в основном на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» писатель переплетает мотивы сверхъестественного и изображение острых социальных проблем. Таким образом в творчестве Н. В. Гоголя формируется новое направление в русской литературе – фантастический реализм.

Повесть «Нос» композиционно делится на три части:

  1. Экспозиция и завязка. Эта часть включает в себя характеристику персонажей, описание их быта.
  2. Кульминация. Здесь автор знакомит читателей с майором Ковалевым.
  3. Развязка.
«Реальное и фантастическое в повести Николая Гоголя «Нос» » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Реальное и фантастическое в повести «Нос»

В своей повести Н. В. Гоголь умело сочетает реальное и фантастическое. Если в «Шинели» фантастический элемент возникает только в конце произведения, то повесть «Нос» с самого начала увлекает читателя в фантастический мир.

В своей основе, в изображаемой писателем действительности нет ничего особенного: Петербург, обычный быт статского советника и цирюльника. В повести реальности соответствуют даже топографические детали и даты событий. Такая правдоподобность разбавляется единственными фантастическим элементом – сбежавшим от майора Ковалева носом. И он на протяжении произведения от отделившейся части развивается до отдельной личности. В финале все возвращается на свои места. Этот факт, хоть и несколько шокирует читателя, вполне органично вплетается в канву произведения, так как самая большая абсурдность не в сбежавшем носе, а в отношении к этому событию, в преклонении перед чинами и заботе об общественном мнении. Гоголь считает, что в подобное малодушие сложнее поверить, нежели в исчезновение носа.

Тематика, проблематика, смысл произведения

Тематика «Носа» достаточно обширна. Главной темой повести является социальное неравенство. Каждый персонаж находится на своем месте в социальной иерархии. Их роль в обществе и поведение соответствуют занимаемому положению, и нарушить этого никак нельзя, ведь будет очень странно, сели высший чиновник вдруг не нагрубит титулярному советнику, а тот – конюху.

В повести достаточно ярко освещена тема «маленького человека». Майор Ковалев, не имеющий связей, не может опубликовать в газете объявление о пропаже носа. Он даже близко не может подойти к носу, оказавшемуся более знатным.

В произведении присутствует тема духовности. Главный герой повести не имеет хорошего образования, на военной службе он дослужился до майора. Для Ковалева главное не внутренний мир, а внешность. Герою противопоставлен нос: он сосредоточен на богослужении, в отличие от хозяина, не отвлекается на дам. Ковалев отличается фривольным поведением: приглашает девиц к себе, намеренно мучает надеждой на брак дочь Подточиной.

В повести «Нос» Н. В. Гоголь раскрывает целый ряд социальных проблем, отображает пороки общества и отдельных личностей:

  1. Филистерство. Майор Ковалев гордится чином и мечтает о блестящей карьере. Героя сильно беспокоит, что дефект лица станет помехой для свершения планов. Общественное мнение для него имеет первостепенное значение, и его беспокоит, что скажут в обществе о человеке без носа.
  2. Безнравственность. Цирюльник не стремится вернуть владельцу нос, и признаться в том, что, возможно, он испортил лицо. Он не спешит избавиться от странного предмета в надежде остаться безнаказанным. Сама за себя говорит и аморальность поведения майора Ковалева.
  3. Лицемерие. Надменный Нос, как и его хозяин, не хочет общаться с тем, кто по рангу ниже него.

Главная идея произведения Гоголя заключается в том, чтобы на контрасте парадоксов показать все малодушие и порочность петербургского общества. Пропажу носа можно рассматривать как наказание Ковалеву за все его прегрешения, но писатель не делает акцента на этом. Повесть лишена морализаторства. Гоголь не указывает путь, как избавить общество от пороков, он лишь обозначает его проблемы. Отсюда впоследствии сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: чтобы избавиться от проблем, нужно исправить общество. Н. В. Гоголь же понимал, что для улучшения ситуации он может сделать лишь одно – представить изъяны общества в наиболее ярком свете. И это писателю удалось: многие современники в героя повести узнавали своих знакомых или самого себя, ужасаясь ничтожности человека.

В литературной среде повесть вызывала широкий резонанс. Многие журналы отказывались печатать произведение, обвиняя автора в несуразности и пошлости написанного. Достоинства повести первым признал А. С. Пушкин, который разглядел фарсовый характер произведения. В. Г. Белинский призывал читающую публику обратить внимание на это произведение, так как в обществе множество таких майоров Ковалевых. С. Г. Бочаров отмечал, что Гоголь этим произведением побуждает общество взглянуть в глаза реальности.

Дата последнего обновления статьи: 14.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot