Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Публицист Дмитрий Писарев и журнал «Русское слово»

Определение 1

«Русское слово» — это ежемесячный журнал, издававшийся в 1859-1866 гг. в Петербурге.

Сотрудничество Д. И. Писарева с «Русским словом»

Журнал «Русское слово» является одним из самых ярких демократических изданий 1860-х годов. «Русское слово» выходило в течение шести лет и пользовалось у передового читателя большим авторитетом. Период расцвета журнала пришелся на 1863-1865 гг. По всем ключевым проблемам общественно-политической жизни в этот период издание отстаивало революционно-демократические идеи. На страницах журнала развернулась деятельность выдающегося революционера, публициста, литературного критика, пропагандиста естествознания Дмитрия Ивановича Писарева.

Публицисты «Русского слова», несмотря на острую полемику с «Современником», при всех своих колебаниях, ошибках и противоречиях, достойно несли знамя революционной демократии, продолжали дело Чернышевского, Белинского, Добролюбова.

«Русское слово» было основано графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Первый номер журнала вышел в январе 1959 года. Кушелев-Безбородко, богатый вельможа, очень далекий от понимания событий времени литератор-дилетант, за журналистскую деятельность взялся главным из-за того, что она была модной в 60-е годы.

Д. И. Писарев был одним из крупнейших деятелей революционно-демократической журналистики 1860-х годов. Писарев был выходцем из культурной дворянской семьи, получил блестящее образование. Писарев собирался стать ученым-филологом, окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, и особого интереса к политике не проявлял. Но на старших курсах Писарев стал заниматься журналистикой, которая впоследствии стала делом всей его жизни. Позже Дмитрий Иванович утверждал, что в журналистике он видит «высший идеал человека», и очень любил и гордился своей профессией.

Свой литературный путь Д. И. Писарев начал в 1859 году в либеральном педагогическом журнале «Рассвет» В. А. Кремпина, где возглавил литературно-критический отдел. Тогда еще Писарев не разделял революционно-демократический идей эпохи. На страницах издания Писарев пропагандировал нравственное воспитание, гуманизм, эмансипацию женщины, оценивал произведения писателей с позиций реализма.

«Публицист Дмитрий Писарев и журнал «Русское слово»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Осенью 1860 года Дмитрий Иванович принес в редакцию журнала «Русское слово» перевод поэмы Г. Гейне «Атта Троль». После окончания университета в 1861 году Писарев начинает сотрудничать в этом журнале. Именно с «Русским словом» связана вся деятельность Д. И. Писарева как публициста, критика, философа. Именно в этом журнале сформировалось его мировоззрение. Именно в «Русском слове» были опубликованы всем лучшие статьи Писарева.

В середине 1862 года издание «Русского слова», как и «Современника» было приостановлено на восемь месяцев за «вредное направление», а Д. И. Писарев оказался в Петропавловской крепости. Но даже за этот короткий срок работы в журнале Писарев сделал многое. Статьи Дмитрия Ивановича печатались в каждом номере. Поражает разнообразие тематики, глубина постановки ключевых философских проблем, проблем истории, литературы, социологии.

Взгляды Д. И. Писарева

Первым сочинением Писарева, опубликованным в журнале, является статья «Идеализм Платона». В этой статье публицист показывает оторванность идеалистической философии от действительности и выступает в защиту материализма. Писарев выступает за освобождение личности от пут, которыми она оказалась скованной в условиях феодально-крепостнического строя. В этой статье, носившей философский характер, проявилось отчетливо политическое зерно.

Наиболее четко взгляды Д. И. Писарева выражены в полемически острой статье «Схоластика 19 века». Публицист солидарен с Чернышевским, выступает в защиту «Современника» от злобной клеветы либерально-монархической прессы. Писарев считает, что в России ни одна философия не может закрепиться так легко и прочно, так материализм. Но по мнению публициста, для него следует «расчистить дорогу». Несмотря на излишнюю запальчивость, которая свойственна Писареву, следует признать, что уже в то время он разделял передовые идеи общества не только в философской области, но и в политической.

Выдвигая в этой статье тезис о том, что журналистике следует всерьез заняться проблемами личной свободы и личности, Д. И. Писарев обнаруживает суженное понимание задач революционной борьбы. Это было характерно и для других авторов журнала «Русское слово». А преувеличенный интерес к человеку, к личности, стал источником индивидуалистических тенденций. Писарев считал, что единственный путь прогресса – в воспитании личности. Но основным критерием решения социальных проблем на этом этапе для Дмитрия Ивановича были интересы народа, угнетенных, эксплуатируемых людей. Это особенно ярко проявляется в статьях «Бедная русская мысль», «Меттерних».

Статья «Бедная русская мысль», написанная в 1862 году, посвящена раскрытию исторического значения народа. Писарев призывает народ к борьбе против произвола политиков. Правительству не понравился революционный характер этой стать. Издателя Ф. Ф. Павленкова предали суду лишь за то, что он включил эту статью в собрание сочинений Д. И. Писарева, выпущенное в 1868 году.

Мысль о «неразумности» общественного строя, который основан на неравенстве, на эксплуатации большинства меньшинством, появляется уже в ранней публицистике Д. И. Писарева. Эта тема поднимается в памфлете «Пчелы», который был написан в 1862 году, но не был опубликован. В этой статье Писарев рассуждает о пчелиных «сословиях» - матках, рабочих пчелах и трутнях. Под видом пчелиного государства Писарев обличает русской самодержавие и крепостничество:

  • матка – царица, она всем управляет;
  • рабочие пчелы – пролетарии. они задавлены существующим порядком, закабалены, потеряли осознание лучшего положения;
  • трутни – ничего не делают, только потребляют.

Писарев доказывает, что общественный строй, при которым не учитываются интересы трудящихся масс, не может существовать долго и будет уничтожен революционным взрывом.

Д. И. Писарев открыто выступает против самодержавия, против угнетения и эксплуатации, против религии и за революцию. Именно это было политической программой революционных демократов 1860-х годов.

Дата последнего обновления статьи: 13.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot