Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Символика в прозе А. И. Куприна ("Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь")

Определение 1

Цветопись – это передача цвета языком художественного произведения

Цветопись и звукопись в повести «Гранатовый браслет»

А. И. Куприн по праву считается настоящим мастером символического образа. В своих произведениях он создает звуковые и цветовые образы, несущие особое эмоциональное значение. Их использование помогает раскрыть глубже внутренний мир персонажей, более широко осмыслить идейную глубину произведения.

Звукопись и цветопись являются распространенными художественными средствами, средствами экспрессивности языка и несут огромную смысловую нагрузку. Звук, цвет, символика цвета в произведениях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» органически проникают в художественный текст. Как отмечает Е. Фарино, в литературном произведении цвет должен обязательно получить вербальное название, он непременно должен быть назван. Поэтому цветообозначение, вводимое в текст художественного произведения, являясь не обязательным, а добровольным выбором автора, всегда значимо.

Статья: Символика в прозе А. И. Куприна ("Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь")
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В ряде случаев цвет, упоминаемый писателем, является носителем определенного значения, сложившегося в данной культуре. Красный цвет ассоциируется со страстью и любовью с одной стороны, с опасностью и печалью – с другой. В повести «Гранатовый браслет» красный цвет становится символом любви, страсти, преданности и смерти. Красный цвет неоднократно повторяется в произведении:

  • футляр красного плюша;
  • я краснею;
  • пять прекрасных гранатов-кабошонов;
  • густо-красные живые огни.

Такая же устойчивая ассоциация с любовью в повести передается и зеленым цветом: Это весьма редкий сорт грaнaтa — зеленый грaнaт.

Символична и фамилия Желткова. Символика этого цвета определяется двумя полюсами оттенков этого цвета. С одной стороны, это цвет жизни – теплый красно-золотой цвет. С другой стороны, резкий и холодный, грязный, бледный желтый цвет является символом болезни и смерти. Эта характеристика желтого цвета отражает мироощущение героя, который покончил с собой ради благополучия любимой женщины.

При описании портрета Желткова Куприн указывает на коричневый пиджак. Это является знаком скромности и сдержанности наряда.

«Символика в прозе А. И. Куприна ("Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь")» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В образе персонажа следует отметить неяркие, блеклые цвета, которые характеризуют глубину души героя и его человеческого порыва. Эти цвета сопутствуют изображению симпатии, привязанности, но обрекают героя на непонимание и гибель.

В полном колористическом объема не используется автором такой яркий цвет как рыжий. Он осветляет его, превращает из яркого в тусклый (светлые рыжеватые усы).

Представленная в желтых оттенках природа будто предчувствует что-то нехорошее и сопровождает героиню.

В произведении А. И. Куприн часто использует названия цветов, они являются символом увядания души княгини, которая проводит свою жизнь однообразно и обыденно. Гвоздика здесь является символом страстных чувств, которые испытывала княгиня к своему мужу. Красная роза, оставленная княгиней покойному чиновнику, свидетельствует о том, что любовь Желткова помогла ей очнуться от равнодушия и взглянуть на мир иначе. Красный цвет розы символизирует цвет беды и любви, которая угасла в сердце героини и вспыхнула вновь.

Душевное оживление княгини в повести передается приемом звукописи.

Определение 2

Звукописью называется совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи.

Она пронизывает каждое слово, отражает многозначную смысловую нагрузку произведения, проходит через всю повесть и в финале достигает апогея.

Цветовые образы в повести «Олеся»

Повесть «Олеся» - еще одно произведение Куприна, богатое цветовыми образами. Автор для каждого случая использует соответствующую цветовую палитру. При описании портретов крестьян он использует темные цвета. В темных тонах дана и обстановка, в которых они живут. Благодаря этому автора сумел отразить необразованность и грубые нравы крестьян. Писатель передает атмосферу бездуховности, нищеты, непонимания, и именно поэтому все окружающее он представляет в мрачных, тусклых оттенках.

Олеся является противоположностью полесских крестьян. Ее образ автор создает из противоречивых зарисовок. В каждой детали автор отмечает особенности характера Олеси. С ее появлением меняется тональность произведения, на место тоски приходит радость, прекрасное торжествует над уродливостью.

Любовь героев развивается на фоне природы. Она обладает звуками, которые меняют тональность в зависимости от того, какие события происходят.

С развитием событий природа сильнее оживляется, а к финалу звуки нарастают и обретают зловещее выражение (от раскатов грома дрожали и звенели стекла).

Здесь прием звукописи автор использует для того, чтобы передать читателю песню радостного чувства, переполняющего героев, и позволить ему вместе с ними пережить горе.

В финале произведения преобладают темные тона, предупреждающие о приближающейся беде.

Символические образы в повести «Суламифь»

Земной мир в повести «Суламифь» яркий, живописный, красно-золотой. Куприн здесь использует интенсивные, насыщенные, контрастные, яркие краски, обращает внимание читателя на яркие предметы. Цвета, которые автор выбрал для описания царя, согласно геральдике, означают следующее:

  • Пурпурный – власть, достоинство;
  • Красный – сила, храбрость;
  • Золотой – богатство;
  • Черный – покой, постоянство;
  • Серебряный – мудрость;
  • Белый – невинность, чистота.

Оригинальная цветовая гамма использована автором и для передачи портрета девушки. При описании образа часто используются оттенки красного цвета – рыжий, алый. Алый обозначает силу, власть, кровь, любовь. Рыжий – цвет солнца и огня, ассоциируется с кровью.

Кроме того, автор использует прием метафоричности.

Любовь героев заканчивается трагически. Смерть девушки автор сопровождает алым цветом.

Зеленый цвет, который используется в зарисовках пейзажей, символизирует радость, свободу, ликование, здоровье, надежду. Голубой и розовый ассоциируются с сильной, прекрасной, возвышенной любовью героев.

Цветы, упоминаемые в повести, тоже имеют символическое значение. Лилия является символом невинности и чистоты, нарцисс – весны и юношеской смерти, виноград – плодородия.

Жизнь героев произведения полна звуков, который доставляют человеку наслаждение, они используются автором, чтобы показать радость жизни.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot