Биография Павла Бажова
Исследователи биографии П. П. Бажова считают, что судьба писателя была счастливой. Бажов прожил долгую жизнь, насыщенную событиями. Он оставался спокойным во время политических переворотов и в тем сложные времена сумел добиться славы и признания. Бажов на протяжении своей жизни старался быль превратить в сказку. Произведения писателя до сих пор популярны и у молодого, и у старшего поколения.
Родился великий сказитель Павел Петрович Бажов в январе 1879 года. Павел Петрович воспитывался в обычной среднестатистической семье. Отец писателя Петр Бажов был выходцем из крестьян Полевской области, трудился в городе Сысерти Свердловской области на горнодобывающем участке. Позднее семья Бажовых переехала в поселок Полевской. Там отец писателя зарабатывал на жизнь тяжелым трудом, пахотных земельных участков в Сысерти не было, поэтому сельским хозяйством он не занимался. Петр Бажов был трудолюбивым человеком и грамотным специалистом в своем деле, однако начальники не любили Бажова-старшего, и тому пришлось сменить несколько рабочих мест. Отец писателя злоупотреблял алкоголем и часто уходил в запои, в такие периоды он не умел держать язык за зубами и критиковал начальство, за что часто терял рабочее место. В такие периоды семейство оставалось без средств к существованию, спасали лишь поделки его жены, матери писателя, Августы Стефановны.
Мать Павла Петровича происходила из польских крестьян, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сына. В вечернее время Августа Стефановна занималась рукоделием – вязала ажурные чулки, плела кружева. Из-за кропотливой работы у нее сильно испортилось зрение.
Отношения Павла Петровича с отцом, несмотря на его своенравный характер, были теплые. Отец во всем потакал любимому и сыну и прощал ему все проказы. Мать писателя отличалась мягким, покладистым характером, поэтому Павел Петрович рос в теплой обстановке, полной гармонии и любви.
В детстве Павел Бажов был любознательным, прилежным мальчиком, в школе учился на отлично, учеба давалась ему легко. Школьный учитель Бажова рассказал о своем талантливом ученике своему другу-ветеринару, который впечатленный рассказом, обеспечил мальчику из бедной семьи достойное образование. Павел Петрович окончил духовное училище в Екатеринбурге, а затем поступил в Пермскую семинарию. Ему предложили продолжить обучение для того, чтобы получить духовный сан, но он отказался, так как служить в церкви не желал.
Средств на обучение в университете у Бажова не хватало. Отец писателя умер от болезни печени, пенсии матери едва хватало на жизнь. Поэтому Бажов стал работать в духовных училищах Камышлова и Екатеринбурга преподавателем русского языка и литературы. Студенты очень любили Бажова, с удовольствием посещали его лекции.
Павел Бажов принимал участие в политических событиях. Он считал, что Октябрьская революция – это нечто должное, а отречение императора от престола и переворот наконец смогут положить конец социальному неравенству.
До 1917 года Бажов состоял в партии социалистов-революционеров. Во время Гражданской войны писатель воевал на стороне красных. Затем был назначен заведующим управлением народного образования. Позже Бажов возглавил редакционную деятельность. Кроме этого, писатель призывал искоренять неграмотность и сорганизовывал школы. В 1918 году Павел Петрович вступил в коммунистическую партию.
Литературная деятельность
Будучи студентом, писатель жил в Перми и Екатеринбурге, где вместо природы были железные дороги, а вместо уютных домиков – каменные дома в несколько этажей. Поэтому Павел Петрович так любил возвращаться в родные края, где была красивая природа, уютные домики. Там Бажов познакомился с полумистическим фольклором. Местный старичок сторож Василий Хмелинин часто рассказывал народные сказы. Пероснажами эти сказов были мифические герои – Хозяйка медной горы, Серебряное копытце, Голубая змейка, Огневушка-поскакушка, бабка Синюшка.
Старик пояснял, что все его рассказы основаны на быте и повествуют о «старинном житие». Эту особенность, отличающую уральские сказы от сказок, Василий Хмелинин особенно подчеркивал. Взрослые и дети слушали каждое слово старичка. В числе слушателей был и Павел Петрович Бажов. Со сказов Василия Хмелинина и началась любовь писателя к фольклору. Бажов собирал уральские сказания, загадки, песни и легенды, и записывал их в тетрадь.
В 1936 году Бажов опубликовал свое первое произведение «Девка Азовка». В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка».
Библиография П.П.Бажова:
- «Уральские были»
- «За советскую правду»;
- «Формирование на ходу»
- «Зелёная кобылка»
- «Малахитовая шкатулка»
- «Сказы о немцах»
- «Дальнее – близкое»
Уральские сказы
В процессе написания сказов Павел Петрович руководствовался определенными принципами, и в ряде случаев отступал от исторических фактов. Исследователь Р.Р.Гельгардт установил, что при написании сказов Бажов изучал исторические документы, однако если в них по какому-либо вопросу возникали разногласия, он отвергал все, что было не в интересах простого народа, не в интересах России и Урала.
Сами сказы не являются фольклорным материалом. Бажов не проводил паспортизацию материала, собирал фольклор как писатель, а не как ученый-фольклорист.
Деятельность Бажова оказала сильное влияние на фольклористику Урала и определила направление ее развития на десятилетия вперед.
Мифологические персонажи сказов делятся на зооморфных и антропоморфных. Образными являются персонификации сил природы:
- Хозяйка медной горы является хранительницей драгоценных камней и пород. Есть гипотеза, что это образ Венеры, преломленный народным сознанием. На протяжении нескольких десятилетий знаком Венеры клеймили полевскую медь.
- Великий Полоз – персонаж, ответственный за золото. Образ создавался на основе поверий древних башкир, манси, хантов и уральских легенд и примет горщиков.
- Бабка Синюшка – персонификация болотного газа, который уральцы называли «синюшкой».
- Огневушка-поскакушка – персонаж, за основу которого взят образ божества манси - Золотой Бабы.
- Голубая змейка – персонификация самородного золота.
- Земляная кошка – персонификация сернистого газа.
- Серебряное копытце – волшебный «козел», который имеет серебряное копыта на одной ноге.