Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Художественные особенности женских образов в романе Джона Фаулза "Волхв"

Определение 1

Литературный архетип — это образы, сюжеты, мотивы, часто повторяющиеся в фольклорных и литературных произведениях.

Мифологические архетипы в образе Николаса Эрфе

Роман «Волхв считается одним из лучших произведений Джона Фаулза. В произведении наряду с множеством аллюзий встречаются заимствования из античной мифологии. По мнению К.Б. Солодовник, использование в современной литературе мифологии связывает духовное настоящее и прошлое. Благодаря этому осуществляется новый синтез ради обретения целостности, которую невозможно достичь только логическим подходом.

Интерес Фаулза к античной мифологии возник на фоне его увлечения психоаналитическими идеями К. Юнга. Фаулз, опираясь на его идеи о коллективном бессознательном, приходит к выводу, что характерная черта современного общества – разрушение связей между прошлым и настоящим. Писатель пытается найти решение этой проблемы в художественном исследовании человеческой психики. При этом предметом изучения становится поиск истинного «Я», путь самоидентификации человека. Индивидуализация оказывается возможна лишь при условии обретения потерянного первоначального единства. Оно достигается при соединении сознания и бессознательного, взаимно дополняющих друг друга. Современный человек, обращаясь к сфере коллективного бессознательного и переживая основные архетипы, начинает существовать не как отдельный индивид, он сливается с природой и человечеством, тем самым восстанавливая утраченную связь. Именно поэтому в своем романе «Волхв» Джон Фаулз обращается к мифологии.

Герой романа Фаулза через переживание архетипические образцов познает мир, учиться строить отношения с другими людьми. Главный герой произведения, Николас Эрфе, погружается пространство мифа. В процессе развития событий ему становится все интереснее участвовать в различных действах, которые организует «маг» - Морис Кончис. Эрфе представляет себя то Тесеем на подступах к Криту, то Одиссеем, который плывет к владениям Цирцеи, то Танталом, Орфеем, Сизифом.

Замечание 1

Миф об Одиссее является одним из центральных в романе.

Темы поэмы Гомера особенно близки Фаулзу, так как она неразрывно связана с «островной образностью», так привлекательной для писателя.

Образ Кончиса в романе реализует несколько архетипов и предстает перед читателем в разных образах:

  • Зевса;
  • Аида;
  • Демона;
  • Колдуна;
  • Языческого божества.

Этот набор архетипов позволяет Николасу Эрфе пережить практически все чувственные и зримые образы Бога, и с каждым разом поднимать выше по ступеням самопознания, освобождаясь от ложных понятий.

«Художественные особенности женских образов в романе Джона Фаулза "Волхв"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Мифологические прототипы женских образов романа «Волхв»

Женские образы имеют в романе мифологические прототипы. Образ Астарты является лейтмотивным в произведении Фаулза. В финикийской мифологии Астарта – богиня любви и плодородия. Астарта в эллинистический период отождествлялась с римской Юноной и греческой Афродитой. Согласно мифу, Астарта полюбила Адониса, а когда он погиб, она отправилась за ним в нижний мир. В одном из разговоров с Николасом Лилия заявляет, что она и есть Астарта. Кончис сравнивает Николаса с Адонисом. И только в конце романа главный герой осознает, что его настоящей и единственной любовью была Алисон, которую он из-за своего эгоизма потерял.

Алисон в хитросплетениях Кончиса является олицетворением центра лабиринта. Николас добирается до него через череду испытаний, и обретает самое важное – он осознает, что не Жюли, не Лилия, а Алисон и есть сердцевина. Алисон – Незримая Астарта.

Еще один яркий женский образ романа Фаулза «Волхв» - Лилия дей Сейтас. Она является одной из сторон образа «мага» Мориса Кончиса, как и Лилия (Жюли). Холодное спокойствие Лилии, ее загадочная, высокомерная улыбка и проницательный взгляд – Николас во всем этом видит отражение Мориса Кончиса. У Николаса Лилия вызывает воспоминания о Церере, Деметре. Именно Лилия де Сейтас является заключительным звеном в череде экспериментов. Именно она раскрывает главному герою глаза на истинные мотивы «игры в Бога», развернувшейся на Фраксосе. Алисон, которая тоже стала участницей этой игры, оказалась под покровительством Лилии – жрицы храма Деметры.

Благодаря мифологическим аллюзиям удается проследить, как менялась жизнь Николаса Эрфе, как она приобретала новый смысл. Из легкомысленного, эгоистичного молодого человека Николас превращается в мужчину, познавшего чувство вины и горечь потери, наделенного опытом. Николас получает важный урок, и из Греции возвращается повзрослевшим и изменившим взгляд на реальность. Николас готов к новой жизни.

Отношения Николаса и Алисон

В романе «Волхв» мы видим встречу главного героя с его будущей возлюбленной на вечеринке у подруги девушки. Роман Николаса и Алисон развивается стремительно, однако вскоре их ожидают «странствия» и разлука. Николас уезжает в Грецию преподавать английский язык, а Алисон становится стюардессой. Наступает время испытания чувств героев. Николас на острове Фраксос встречается с загадочным хозяином виллы «Бурани» Морисом Кончисом и его окружением. С главным героем происходит множество необычных событий, от которых он теряет голову. Николас влюбляется в Лилию (Жюли), гостью хозяина виллы. О каких-либо чувствах к Алисон он уже и забыл. Николас оказался в вихре приключений, чудес и загадок. Во время встречи с Алисон Николас объяснил ей, что их отношения закончены. После этой встречи девушка покончила с собой. Только в конце романа выясняется, что смерть Алисон мнимая. Мнимы и все события, которые пришлось пережить Николасу на вилле «Бурани».

Фаулз не обходится и без сонного зелья – им был опоен Николас во время одной из бесед с Морисом Кончисом. Перед сценой суда Николас также был опоен сонным зельем. В романе есть и символическое жертвоприношение, и воссоединение влюбленных в финале произведения. В романе Фаулза присутствует также мотив потерянной по собственной вине героя возлюбленной. Этот мотив является типичным для греческого романа. Николас Эрфе, осознав свою вину перед возлюбленной и узнав о том, что смерть Алисон была мнимой, говорит: «Если я и вернусь, то лишь после того, как отыщу Алисон».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot