Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Отличие лирических произведений 20 в. от произведений лирики 19 в.

Определение 1

Метареализм - это стилевое направление в русской литературе и искусстве, сформировавшееся в 1970-е годы.

Особенности лирики 19 века

После поэтической реформы середины 18 века развитие русской литературы продолжилось в рамках силлабо-тонической системы. Происходит постепенное реформирование не только поэтического строя, но и стиля. Со временем поэзия избавилась от архаичности, обилия слов церковнославянского происхождения, чрезмерной патетики. Все перечисленные признаки были свойственны родоначальникам русской силлабо-тонической системы – М. Ломоносову, В. Сумарокову, А. Тредиаковскому, В. Капнисту и т.д. Избавляется поэзия и от подражательности западным образцам. В лирике, наряду с гражданскими темами, отражается внутренний мир человека, его переживания, чувства, отклики на окружающий мир. Большая заслуга в этом поэтов-романтиков. Один из первых романтиков В. А. Жуковский познакомил русских читателей с образцами западноевропейской поэзии в собственных поэтических переложениях и переводах (например, «Рыцарь Тогенбург», «Прощание Гектора с Андромахой», «Перчатка», «Кубок» Ф. Шиллера, «Лесной царь» И.-В. Гете, «Эллизиум» Ф. фон Маттисона, «Сельское кладбище» Т. Грэя, «Замок Смальгольм» В. Скотта и т.д.).

В. Жуковский стал первым оригинальным поэтом-романтиком, которого волновали такие темы, как:

  • Тайны природы и мира («Цветок», «Море»);
  • Героические подвиги российской армии в войне 1812 года («Певец во стане русских воинов»);
  • Мир человеческих чувств («Пловец», «Вечер», Весеннее чувство», «Эолова арфа» и т.д.);
  • красота далекой старины («Светлана»).

Первая половина 19 века стала расцветом русской лирики. Недаром это время назвали «Золотым веком» русской поэзии. Славу русской поэзии составили творения А. Пушкина, Ф. Глинки, М. Лермонтова, И. Козлова, Д. Веневитинова, Ф. Тютчева, В. Кюхельбекера, А. Дельвига и т.д. Они открыли русской поэзии широкий путь в мировую литературу.

А.С. Пушкин, владея в совершенстве поэтическим мастерством, вывел отечественную поэзию на новый уровень, охватив все существовавшие поэтические формы и жанры, темы и мотивы. Пушкин дал новое видение природы и человека, страстей и стихий, поэтического творчества и познания, покоя и свободы.

М. Лермонтов открыл нового героя – романтика-борца. Его лирический герой борется не только с обществом и окружающим миром, но и с судьбой, с самим собой, с непостижимыми всевластными силами, управляющими жизнью человека. В его лирике звучат тираноборческие и богоборческие мотивы.

«Отличие лирических произведений 20 в. от произведений лирики 19 в.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Философская лирика Ф. Тютчева стала важным этапом развития русской лирики 19 века. Тютчев, изображая мир человеческих отношений и чувств, его состояние и состояние окружающего мира, созвучное чувствам лирического героя, обращается к высшим проблемам человеческого бытия и задается вечными, не повседневными вопросами. Именно поэтому его лирику называют философской.

Поэзия рубежа веков

Конец 19 – начало 20 веков стали серьезным этапом в развитии русской поэзии. Существовавшие поэтические правила и законы не могли удовлетворить художников, силлабо-тоническая система уже не позволяла поэту в полной мере выразить свой внутренний мир, рамки жанровой системы оказались тесны, поэтому возникла необходимость в новых формах творчества. Перед поэтами появились новые пути творческого поиска в сфере стихотворной формы, нового звучания поэзии, поэтического языка, новых образов и тем, неизвестные ранее. В отличие от лирики 19 века, поэзия рубежа веков представляет собой не единую монолитную систему, а множество течений, направлений, групп. Иногда творчество одного поэта представляло целое течение (поэзия М. Цветаевой, например). В этот период происходит продуктивная творческая борьба – за нетрадиционные формы, за читателя, за право называться «первым» в художественных открытиях и т.д.

Молодых поэтов (например, А. Крученых, В. Маяковский) не устраивало то, что делали их старшие современники – символисты, которые во многом опирались на прежнюю систему стиховых форм.

Даже привычная графика перестала устраивать поэтов. Стали появляться новые формы записи, например, «говорящие» знаки препинания М. Цветаевой и А. Блока, «лесенка» В. Маяковского.

В. Маяковский разбивает стих, переносит каждый сегмент на новую строчку, делает его выделенным ритмически и по смыслу. У Цветаевой тире становится смысловым, значимым, противопоставляющим. Он разделяет два мира – земной и небесный.

Поэты чаще обращаются к стилизации древней поэзии. Древние, почти забытые размеры приобретают новое звучание (например, гекзаметр). Осваиваются непривычные восточные традиции (например, «танка», подражания Н. Гумилева китайской поэзии). В этот период появляются мистификации, например, Е. Васильева «создала» таинственную Черубину де Габриак и на протяжении года писала стихи от имени выдуманного персонажа.

Лиазновская группа поэтов

Первым послевоенным объединением художников и поэтов стала Лиазновская группа. Эстетика этой группы противостояла официальной литературе. В произведениях «лиазновцев» изображались неприглядные стороны быта, а авангардные приемы совмещались с жестким натурализмом.

Замечание 1

Название группы произошло от железнодорожной станции Лианозово, недалеко от которой жили участники группы Игорь Холин и Евгений Кропивницкий.

Лиазновцы описывали картины мрачного быта рабочих, которые жили на окраинах Москвы в коммунальных бараках. Стихи о них стали настолько популярны, что в какой-то момент лиазновцев стали называть барачной школой. Для героев стихов лиазновцев характерны постоянные конфликты, жестокие нравы, обесценивание человеческой жизни, индивидуальности.

Произведения лиазновцев вызывают ощущение пустоты, которая скрывается за повседневностью. Сталинские репрессии, война разрушили привычный мир. На его месте с бешеной скоростью возникает новая реальность. Однако за суматохой проступает болезненный разрыв – герои произведений словно живут в странном полусне, из которого не могут выбраться.

В 60-е годы поэты переключились с картин барачной жизни на изучение устройства разговорной речи. В повседневном советском языке они пытаются найти ответ на вопрос, почему мир так жесток и абсурден. Позже задача лиазновцев будет развиваться в творчестве поэтов-концептуалистов.

Дата последнего обновления статьи: 02.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot