Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанр элегии в истории литературы

Определение 1

Элегия – это жанр лирической поэзии, стихотворение, которое передает печальное, грустное настроение, раздумье.

История возникновения элегии

Элегия как форма лирики появилась около 7 в. до н.э. в древнегреческой литературе. Известными римскими авторами элегий являются Тибулл, Проперций, Овидий. Появление жанра элегии в русской литературе связывают с сентиментализмом, предромантизмом и романтизмом. Авторами элегий были Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков, М. Лермонтов, А. Пушкин, А. Фет, Н. Некрасов, А. Блок, В. Брюсов и т.д.

Замечание 1

Изначально элегией называли любое поэтическое произведение, которое полагалось исполнять под флейту.

«Грустный» характер элегия получила уже в поздней литературе, у римских поэтов. Именно они сделали элегию жанром медитативной и любовной лирики. Но это был не обязательный закон написания, а лишь прием. Древнейшие элегии древнегреческих поэтов, наоборот, несли чувство бодрости, политические наставления, военные призывы. Можно сказать, что жанр элегии схож с гомеровским эпосом.

Первыми древнегреческими элегическими поэтами считаются Тиртей и Каллин. Произведения этих авторов схожи по характеру. Их элегии представляют собой активные призывы воинам храбро сражаться за родину. Каллин призывал к энергичной и оживленной борьбе, и в своих произведениях создает образ героя-борца, храброго, уважаемого и восхваляемого и при жизни, и посмертно.

Более современная элегия по тематике близка элегии времен римских поэтов.

Замечание 2

Элегия, по определению И. Р. Эйгеса, это стихотворение с характером задумчивой грусти.

«Жанр элегии в истории литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особый интерес к этому жанру возникает в эпоху Ренессанса. Однако наибольшую популярность элегия получила в эпоху предромантизма и романтизма:

  • Любовные элегии (Шенье);
  • Унылые элегии (Юнг, Грей);
  • Подражание античным элегиям (Гёте).

В Англии элегия была в больше степени философской медитацией, связанной с темами природы, смерти и т.д. (например, элегии Грея, Томсона, Вордсворда).

Крупным литературным событием в Германии стало появление «Римских элегий» Гете, в которых поэт, стилизуя древнеримские элегии, выразил ключевые идеи европейского Просвещения. Шеллинг отмечал, что «элегия может охватить весь мир, хоть и фрагментарно».

Элегия во Франции была первоначально жанром галантной лирики. Бертен, Парни и другие поэты в конце 18 века создают книги элегий – лирические романы о несчастной любви, для которых характерно сочетание эротики с психологическим анализом. В значительной степени опираясь ан эту традицию, А. Шенье в то же время усиливает связь элегии с античными источниками. Французская элегия одновременно с этим испытывает влияние со стороны английской элегии. В результате это привело к появлению религиозно-медитативных произведений Ламартина. Со всеми этими традициями в большей или меньшей степени связана русская элегия.

Русская элегия

За две тысячи лет само понимание этого жанра существенно поменялось, особенно это касается строения и структуры. Форма элегии со временем перестала быть столь строгой. В русской поэзии, например, не было строгих канонов построения элегии. К жанру элегии можно отнести практически любое стихотворное произведение философско-медитативного характера, в котором изображаются тоска о прошлом, грусть, печаль, отчаяние, воспоминания и сожаления.

Замечание 3

Самая первая попытка русских поэтов творить в этом жанре – цикл элегий В.К. Тредиаковского.

Он, опираясь на наследие поэтов античности, создавал вариант новой элегии.

В ранних элегиях Сумарокова варьируется ситуация даже не несчастной любви, а тема разлуки с возлюбленной. Его элегии строятся как цепь более или менее связанных формул, развивающих ситуацию. А схематизм этой ситуации доведен до предела: лишь два персонажа и никаких имен, мотивировки лирического высказывания.

В это же время появляются и нелюбовные элегии, в первую очередь, у самого Сумарокова, который в конце жизни создал ряд произведений по поводу своих житейских и авторских несчастий.

Элегия в этот период начинает оказывать влияние и на ряд других жанров: стансы, песню, драматический монолог. Многие монологи трагедий П. Сумарокова сложно отличить от элегий.

Новым этапом развития жанра русской элегии принято считать 1802 год, и связан он с творчеством В. Жуковского. Его перевод элегии «Сельское кладбище» Грея положил начало новой русской поэзии, которая окончательно вышла за пределы риторики и примкнула к произведениям, для которых характерна интимность, искренность, глубина. К этому жанру после таких первых попыток примкнули многие русские поэты. К 1810 году этот жанр занял ведущее место в русской литературе.

Батюшков стал первым поэтом, для которого элегия была основным жанром лирики. Батюшков подчеркивает в первую очередь раздвоенность между стремлением к высоким ценностям и к земным наслаждениям. Преходящность земных наслаждений воспринимается как трагедия. Психологизм Батюшкова носит конкретный характер – переживание определяется лирической ситуацией, а не определяет ее.

Элегии 1810-1820-х годов в определенной степени синтезировали элегические системы Жуковского и Батюшка. Например, элегии молодого Пушкина написаны в этом же ключе. Уже с лицейского периода в них поэт предельно обостряет антитезы в рамках основной элегической ситуации, то есть несчастной любви.

Затем Пушкин дет по пути индивидуализации элегической ситуации, часто связанной с определенным событием в жизни поэта. Примером являются все элегии михайловского периода. В то же время элегии у Пушкина взаимодействуют с другими жанрами, в том числе и с сатирой («Свободы сеятель пустынный», «Деревня»).

Ко времени появления в поэзии Лермонтова элегия как жанр уже постепенно угасала. В русском обществе 30-х годов 19 века совершился переход к новому пониманию литературы. достоинством произведения считалась его «оригинальность», и следование канонам жанра могло стать недостатком произведения.

Таким образом, элегия была основой русской поэзии 19-20 века, но сам жанр в чистом виде исчез. Сейчас элегия не существует как литературный факт. Поэты иногда называют свои произведения элегиями, исходя из представления об этом жанре как о грустном стихотворении вообще, либо указывая на их связь со старой традицией (например, «Северные элегии» А. Ахматовой).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot