Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образы детей в малой прозе Сологуба

Определение 1

Символизм – это направление в литературе и искусстве, пропитанное мистицизмом и индивидуализмом.

Художественный мир детства в произведениях Сологуба

Художественный мир детства у Ф.К. Сологуба многомерен. В нем присутствуют и архетипическая память о назначении человека, и нравственная константа, и символ жертвы, в котором отражен языческий, славянский миф и христианский.

Многочисленные рассказы Сологуба - это звенья одной цепи признаний, связанные между собой. Его рассказы, как лирика поэта, составляют одно целое, повторяют, дополняют друг друга и смыкаются в одну систему схематических, идеологических образов. Рассказы Сологуба задевают поставленными в них вопросами.

Одной из главных тем прозаического творчества писателя является тема детских страданий. В прозе Сологуба дети, как правило, выступают невинными жертвами мучительств, а их палачами часто оказываются взрослые.

Одним из самых известных рассказов Ф.К. Сологуба является рассказ «В толпе», сюжет которого был подсказан писателю Ходынской катастрофой. Это произведение о том, как дети, лелеявшие сладостную мечту, погибли в жесткой, несчастной, бессмысленно толпе. В этом рассказе сосредоточены основные мотивы произведений Сологуба:

  • Дети в качестве героев произведения;
  • Тема мечты как исходный пункт повествования;
  • Среда, в которой извращается и гибнет любой светлый порыв;
  • Жестокость жизни;
  • Тема страдальческой смерти дети.

В рассказах Сологуба достигнута неуловимость перехода от реальности к ирреальности. Каждое произведение писателя словно переносит читателя в атмосферу другого мира. Нашедшая десятки воплощений в малой прозе Сологуба «дебёлая жизнь» страшна, но страшен и мир нежитей, который писателю представляется необходимым довеском к миру земной реальности. А дети в рассказах Сологуба являются носителями земного бремени, безвыходности.

Детям Сологуб посвятил множество рассказов. Однако нельзя сказать, чтобы в них было дано много различных образов детей – они все сливаются в один образ, не столько образ человека, сколько в образ судьбы.

«Образы детей в малой прозе Сологуба» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Писатель сравнивает жизнь с Ходынкой, и дети должны быть ею изуродованы или раздавлены.

Ряд произведений малой прозы у Сологуба заканчивается детской гибелью или самоубийством, а если их итогом и не является смерть, то дети все равно лишены детского облика.

Образы детей в рассказах Сологуба

Писатель любит свою мечту о детях. Он считает, что если на земле существует воплощенная, а не символическая красота, которая дает силу жить, то это «блаженно-невинные дети, их сладкий и радостный смех».

Один из детей в рассказах Сологуба мечтает о «иной жизни, похожей на сказку». А другому ребенку, высеченному Мите, неземная Рая говорит о «новых небесах», которые находятся за «этими истлевающими, страшными». Приемыш Гриша, еще один герой рассказов Сологуба, спрашивает, за что «такое житье собачье?». В уста детей Сологуб вкладывает свои вопросы. Писатель, любя детей, чувствует необходимость изобразить, как один мальчик учит другого противоестественному пороку. Типичный ребенок Сологуба – «беленький и маленький Душицын», который «свежим и нежным голосом» произносит ругательные слова, при этом сохраняя «невинное и кроткое выражение».

Сологуб с удивительным постоянством изображает не детей, а преждевременных взрослых, немножко тронутых жизнью, чуть перешедших свой возраст. В них все детское оказывается под сомнением. Сологуб рисует образы детей, чтобы показать, что они обречены.

Именно обреченность является атмосферой рассказов Ф.К. Сологуба. И неважно, в мистической стране, в современной России, в поэтической романтике или вне пространства и времени – всегда и везде герой Сологуба раб: раб голода и строя, раб наваждения и страха, раб жизни, смерти, рока.

Сологуба называют поэтом униженных и оскорбленных, но с оговоркой – у него страдание и сочувствие идет рядом с презрением к слабому. Писатель жалеет обиженных героев, как самого себя, и презирает их, как себя.

Детство и «враждебный мир» в рассказах Сологуба

В произведениях 1892 -1904 гг. тема детства тесно связана с пониманием Сологубом «меона».

Замечание 1

По мнению писателя, отличие детей от взрослых заключается в их божественно-игровой близости к «всебытию», а также тем, что дети – это «меон», чистое становление.

«Мимолетно-зыблемая жизнь» детей – это не жизнь в привычном понимании слова. Их жизнь – это положение в мире, это источник и силы, и слабости ребенка, которые требуют глубоко сочувственного, теплого, нежного, любовного отношения, но редко его находящих. Ребенок обладает непосредственным видением мира, недоступным взрослым. Дети с ясностью созерцают жизнь.

Но вместе с тем они так же легко уходят в инобытие, созерцают изнанку жизни – тени. И обе стихии одинаково близки детям. Герой рассказа «Свет и тени» Володя оказывается зачарованным иным миром. Ему неинтересны предметы, все внимание мальчика уходит на тени. Ребенок отдается одержимости тенями, которая его ведет к «первобытному смешению» - хаосу. Он порождает ощущение враждебности мира. Володя на улице чувствует себя «сонно и пугливо». Ему кажется, что все вокруг враждебно – и городовой, и ворона. Печаль проникает уже в сердце ребенка. Такие особенности детского сознания и детского положения в мире по мнению писателя требуют особенно ответственного отношения взрослых.

Писатель в большинстве рассказов поднимает тему «слезинки ребенка», традиционную для русской литературы. Он дает детское восприятие в интерпретации любящего, понимающего взрослого, но как и любая тайна, детство не терпит постороннего взгляда, мстит ему. И это становится темой рассказов о взрослых: «Белая собака», «Красота».

Замечание 2

Позиция писателя – понимая детей, не растворяться в детской точке зрения, найти автономно причастный взгляд.

Автор воспроизводит детское видение, переводит его на взрослый язык. Сологуб лишь берет на себя роль слова-логоса, пока еще недоступный детскому сознанию. И на этом уровне дает художественную модель решения проблем.

Переживания детских страданий приводят Сологуба к главному вопросу человеческой совести и сознания о существовании Промысла Божьего. У Сологуба дети не просто оставлены Богом. Сологуб упрекает в том, что Бог прощает зло, которое обрекает невинных детей на заклание.

Для многих рассказов писателя характерной является оппозиция дети-взрослые. Показанное в рассказах насилие взрослых над детьми – это не результат деформированной психики автора. Он показывает насилие подчеркнуто реальным.

Дата последнего обновления статьи: 15.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot