Символизм – это направление в литературе и искусстве, пропитанное мистицизмом и индивидуализмом.
Художественный мир детства в произведениях Сологуба
Художественный мир детства у Ф.К. Сологуба многомерен. В нем присутствуют и архетипическая память о назначении человека, и нравственная константа, и символ жертвы, в котором отражен языческий, славянский миф и христианский.
Многочисленные рассказы Сологуба - это звенья одной цепи признаний, связанные между собой. Его рассказы, как лирика поэта, составляют одно целое, повторяют, дополняют друг друга и смыкаются в одну систему схематических, идеологических образов. Рассказы Сологуба задевают поставленными в них вопросами.
Одной из главных тем прозаического творчества писателя является тема детских страданий. В прозе Сологуба дети, как правило, выступают невинными жертвами мучительств, а их палачами часто оказываются взрослые.
Одним из самых известных рассказов Ф.К. Сологуба является рассказ «В толпе», сюжет которого был подсказан писателю Ходынской катастрофой. Это произведение о том, как дети, лелеявшие сладостную мечту, погибли в жесткой, несчастной, бессмысленно толпе. В этом рассказе сосредоточены основные мотивы произведений Сологуба:
- Дети в качестве героев произведения;
- Тема мечты как исходный пункт повествования;
- Среда, в которой извращается и гибнет любой светлый порыв;
- Жестокость жизни;
- Тема страдальческой смерти дети.
В рассказах Сологуба достигнута неуловимость перехода от реальности к ирреальности. Каждое произведение писателя словно переносит читателя в атмосферу другого мира. Нашедшая десятки воплощений в малой прозе Сологуба «дебёлая жизнь» страшна, но страшен и мир нежитей, который писателю представляется необходимым довеском к миру земной реальности. А дети в рассказах Сологуба являются носителями земного бремени, безвыходности.
Детям Сологуб посвятил множество рассказов. Однако нельзя сказать, чтобы в них было дано много различных образов детей – они все сливаются в один образ, не столько образ человека, сколько в образ судьбы.
Писатель сравнивает жизнь с Ходынкой, и дети должны быть ею изуродованы или раздавлены.
Ряд произведений малой прозы у Сологуба заканчивается детской гибелью или самоубийством, а если их итогом и не является смерть, то дети все равно лишены детского облика.
Образы детей в рассказах Сологуба
Писатель любит свою мечту о детях. Он считает, что если на земле существует воплощенная, а не символическая красота, которая дает силу жить, то это «блаженно-невинные дети, их сладкий и радостный смех».
Один из детей в рассказах Сологуба мечтает о «иной жизни, похожей на сказку». А другому ребенку, высеченному Мите, неземная Рая говорит о «новых небесах», которые находятся за «этими истлевающими, страшными». Приемыш Гриша, еще один герой рассказов Сологуба, спрашивает, за что «такое житье собачье?». В уста детей Сологуб вкладывает свои вопросы. Писатель, любя детей, чувствует необходимость изобразить, как один мальчик учит другого противоестественному пороку. Типичный ребенок Сологуба – «беленький и маленький Душицын», который «свежим и нежным голосом» произносит ругательные слова, при этом сохраняя «невинное и кроткое выражение».
Сологуб с удивительным постоянством изображает не детей, а преждевременных взрослых, немножко тронутых жизнью, чуть перешедших свой возраст. В них все детское оказывается под сомнением. Сологуб рисует образы детей, чтобы показать, что они обречены.
Именно обреченность является атмосферой рассказов Ф.К. Сологуба. И неважно, в мистической стране, в современной России, в поэтической романтике или вне пространства и времени – всегда и везде герой Сологуба раб: раб голода и строя, раб наваждения и страха, раб жизни, смерти, рока.
Сологуба называют поэтом униженных и оскорбленных, но с оговоркой – у него страдание и сочувствие идет рядом с презрением к слабому. Писатель жалеет обиженных героев, как самого себя, и презирает их, как себя.
Детство и «враждебный мир» в рассказах Сологуба
В произведениях 1892 -1904 гг. тема детства тесно связана с пониманием Сологубом «меона».
По мнению писателя, отличие детей от взрослых заключается в их божественно-игровой близости к «всебытию», а также тем, что дети – это «меон», чистое становление.
«Мимолетно-зыблемая жизнь» детей – это не жизнь в привычном понимании слова. Их жизнь – это положение в мире, это источник и силы, и слабости ребенка, которые требуют глубоко сочувственного, теплого, нежного, любовного отношения, но редко его находящих. Ребенок обладает непосредственным видением мира, недоступным взрослым. Дети с ясностью созерцают жизнь.
Но вместе с тем они так же легко уходят в инобытие, созерцают изнанку жизни – тени. И обе стихии одинаково близки детям. Герой рассказа «Свет и тени» Володя оказывается зачарованным иным миром. Ему неинтересны предметы, все внимание мальчика уходит на тени. Ребенок отдается одержимости тенями, которая его ведет к «первобытному смешению» - хаосу. Он порождает ощущение враждебности мира. Володя на улице чувствует себя «сонно и пугливо». Ему кажется, что все вокруг враждебно – и городовой, и ворона. Печаль проникает уже в сердце ребенка. Такие особенности детского сознания и детского положения в мире по мнению писателя требуют особенно ответственного отношения взрослых.
Писатель в большинстве рассказов поднимает тему «слезинки ребенка», традиционную для русской литературы. Он дает детское восприятие в интерпретации любящего, понимающего взрослого, но как и любая тайна, детство не терпит постороннего взгляда, мстит ему. И это становится темой рассказов о взрослых: «Белая собака», «Красота».
Позиция писателя – понимая детей, не растворяться в детской точке зрения, найти автономно причастный взгляд.
Автор воспроизводит детское видение, переводит его на взрослый язык. Сологуб лишь берет на себя роль слова-логоса, пока еще недоступный детскому сознанию. И на этом уровне дает художественную модель решения проблем.
Переживания детских страданий приводят Сологуба к главному вопросу человеческой совести и сознания о существовании Промысла Божьего. У Сологуба дети не просто оставлены Богом. Сологуб упрекает в том, что Бог прощает зло, которое обрекает невинных детей на заклание.
Для многих рассказов писателя характерной является оппозиция дети-взрослые. Показанное в рассказах насилие взрослых над детьми – это не результат деформированной психики автора. Он показывает насилие подчеркнуто реальным.