Повесть — это жанр прозы, по объему текста занимающий промежуточное место между рассказом и романом. Для повести характерен хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни.
Художественные особенности повести «Царь-рыба»
Повесть «Царь-рыба» - главное произведение одноименного сборника В. Астафьева. Все произведения сборника автобиографичны. Астафьев долгое время жил в сибирской глубинке, хорошо знал местные нравы, обычаи и законы. В сборнике «Царь-рыба» писатель знакомит читателей с жизнью людей у реки. В рассказах подчеркивается, что преступления человека против природы влекут за собой наказание.
Повесть относится к жанру деревенской прозы. Издавна царь-рыбой считался осетр, ценнейшая промысловая рыба.
В рассказах сборника и повести «Царь-рыба» - это мифологический образ, символ гигантской рыбы, который представляет собой великую природу, олицетворяет ее мощь и силу, над которой человек не властен.
Царь-рыба – это мать-природа, которая в себе несет новое начало. В повести Астафьев использует прием олицетворения: гигантская рыба – это нравственное начало человека, его судьба. Она судит за нравственные поступки и варварское отношение человека к природе, наказывает его. Именно царь-рыба заставляет Зиновия Игнатьича, главного героя повести, вспомнить свой безнравственный поступок и раскаяться в содеянном. Герой, оказавшийся на грани жизни и смерти. осознал свой грех, раскаялся и очистился. Игнатьич пересмотрел свои взгляды на жизнь, изменил отношение к природе и к людям.
В повести Астафьев поднимает множество тем:
- отношение человека к природе;
- отношение человека к другим людям;
- тема раскаяния;
- тема прощения;
- тема судьбы и наказания.
Нравственно-философская тема в повести «Царь-рыба»
В повести Астафьева предметом сатиры становится популярный в идеологии Нового времени миф о человеке – царе природы. Царь природы, воплотившийся в лице Зиновия Утробина, оказывается таким же уязвимым, как и пойманная им рыба. Сюжетная схема повести о тяжком труде промысловиков и охотников в повести Астафьева доводится до абсурда и пародируется: охотники, браконьеры и рыбаки своей «работой» приближают не счастливое будущее, а последние мгновения существования природы и своей жизни.
Опасная «работа» Утробина вызвана не необходимостью, не стремлением избыть голод. Здесь очевиден еще один аспект астафьевской сатиры – алчность, жадность. Именно она заставляет Игнатьича грешить против природы и против людей. А сниженный образ царь-рыбы олицетворяет жадность. Страх заставляет человека видеть в том, что когда-то манило красотой и скорым обогащением, что-то уродливое, отталкивающее. Царь-рыба становится манией. Это жажда обогащения, которая заставляет рисковать своей жизнью, проливать человеческую кровь и кровь «братьев наших меньших».
Спасение царь-рыбы, как и спасение Утробина, в произведении Астафьева символизирует торжество жизни и спасение природы от человека. Образ царь-рыбы становится всеобъемлющим, сопрягающим противоречивые чувства, события, мысли, персонажей в единое повествование о том, почему и как «забылся в человеке человек». Писатель считает, что браконьеры в погоне за царь-рыбой забыли о своем человеческом предназначении и крестьянском происхождении. И именно в этом истоки всех бед.
В повести деревни, как таковой, практически нет. Здесь сохранились упоминания о Боганиде, Сушково, Плахино, есть поселок Чуш и другие промысловые «избушки». И в этом можно видеть северную «особенность» - многочисленные поселения, привычные доя Центральной России, там редкость.
Основной конфликт в произведении разворачивается как столкновение добрых начала солидарности и коллективности и человеческого индивидуализма. В «Царь-рыбе» присутствует мотив умягчения человека. Он вдруг отпускает сковывавшую его напряженность, душа человека смягчается и открывается навстречу другим людям и миру. И в этом состоянии протягиваются между людьми нити приязни, доверия, а также усиливается чувства причастности человеческому сообществу, природе.
Настоящая свобода, согласно концепции Астафьева, это открытость, душевность, активность души, доброта.
Автор создает в «Царь-рыбе» символические образы, которые воспринимаются как сакральные, священные. Сознание человека, который оказался на краю жизни и смерти, способно выстроить свою «мифологию». Так, Зиновий Игнатьич вспоминает о женщине, которую однажды он оскорбил, и царь-рыба ему представляется мстящей за этот поступок. Раскаяние перед олицетворяющей природу царь-рыбой, перед оскорбленной женщиной, перед детьми и родителями за людские грехи очищает героя, меняет его.
Экологический вопрос и проблема нравственности в произведении «Царь-рыба»
В рассказе «Царь-рыба» образ топора вызывает ассоциацию с героем «Преступления и наказания» Родионом Раскольниковым. Но Раскольников поднял топор на человека, а Утробин замахнулся на мать-природу. Он считает, что ему дозволено все. Писатель убежден, что вседозволенность не может быть ничьим правом. Незадачливый рыбак оказывается в воде, запутавшийся в своих же удах с крючками, которые впились в тела Зиновия и рыбы. Тогда рыбак и понял, что осетр «не по руке ему». Он знал об этом с самого начала, но азарт был сильнее разума.
Царь-рыба и Игнатьич оказались повязанными «одной долей». Обоих ждет смерть. Но желание жить заставляет человека рваться с крюков. Жажда жизни заставляет его перебороть гордыню. Герой чувствует, что погибает. В этот момент он начинает вспоминать свою жизнь. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что все неудачи в жизни рыбака связаны с браконьерством. Зиновий понимает, что это всегда будет на его совести лежать тяжелым грузом.
Человек является неотъемлемой частью природы. И ему следует с ней жить в согласии, иначе она будет мстить за свое «покорение», унижение.
В произведении Астафьев затрагивает не только экологический вопрос, он показывает его во взаимосвязи с нравственным вопросом. Писатель говорит о том, что одно без другого быть не может, и в любом своем проявлении человек остается собой. Он должен задуматься об ответственности не только перед людьми, но и перед природой. Лишь существуя в гармонии с природой, человек обретает внутреннюю свободу.