Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Анализ жанрового своеобразия в творчестве В. М. Гаршина

Все предметы / Литература / Русская литература / Анализ жанрового своеобразия в творчестве В. М. Гаршина
Содержание статьи
Определение 1

Психологизм – это свойство литературы в деталях воссоздавать характер и жизнь персонажа.

Личность и мировоззрение В. М. Гаршина

Всеволод Михайлович Гаршин – человек трагической судьбы. Писатель страдал душевной болезнью, и закончил жизнь самоубийством. Гаршину присущи острое ощущение абсурдности реальной действительности, восприимчивость к недостаткам мира, к человеческим страданиям. Гаршин стал выразителем одной из самых важных сторон русской жизни 80-х годов 19 века. Это было время, одним из господствующих тонов которого была безнадежность.

Специфический характер прозы В.М. Гаршина – гротесково-болезненный, знаменует новую ступень развития русского реализма.

Одновременно он становится одним из первых знаков движения к направлению неоромантизма. В прозе Гаршина присутствуют приметы предэкспрессионизма и предмодернизма.

Прозаик был связан с революционным движением, и с самого начала его приверженность этой идеологии очень сложно совмещается со специфической личной драмой, внутренним конфликтом. Воспитателем Гаршина был П.В. Завадский – один из заметных фигур революционного движения. Идеология революции писателя сопровождает с самого детства. Но именно с Завадским из дома ушла мать Гаршина, бросив мужа и сына.

Личная драма соответствует ощущению надлома, который определял общее настроение нового поколения. 80-е годы 19 века – это время разочарования в утопиях шестидесятников. А убийство Александра II революционерами-террористами становится апофеозом духа безнадежности и абсурда. Добро и зло оказываются перепутаны, перепутаны преступление и подвиг. Но главное, действия революционеров не делают лучше положение в стране, наоборот, резко ухудшают. Результаты борьбы оказываются негативными, сама борьба – абсурдна. Новое поколение уже не верит, что всеобщего счастья можно добиться мановением руки.

Именно в такой атмосфере происходит формирование специфического пафоса Гаршина. В 20 веке экзистенциалисты назовут его «безнадежным оптимизмом», когда борьба не имеет смысла, результаты – абсурдны, но борьба продолжается, ведь смириться нельзя. Борьба, даже и абсурдная, позволяет оставаться людьми и хоть косвенно прикасаться к свободе.

Готовые работы на аналогичную тему

Гаршин – олицетворение безнадежности и боли целого десятилетия. Для его личности и творчества характерным является нравственный максимализм, доведенный до болезненного предела. И этот максимализм сочетается с нежизнеспособностью, специфическим надломом, невозможностью влиться в обычную жизнь. А болезненное мироощущение Гаршина порождает феномен болевого искусства. здесь страдание не предполагает катарсиса. Гаршин показывает страдание и требует этической реакции. Мир произведений Гаршина заставляет читателя чувствовать не смягченную боль, и эта боль тревожит читателя, требует действий.

Жанровое своеобразие творчества Гаршина

Еще при жизни писателя среди русской интеллигенции было распространенным такое понятие, как «человек гаршинского склада». В это понятие прежде всего включали все то привлекательное и светлое, что видели современники, знавшие В. М. Гаршина, и что угадывали читатели, которые по его рассказам воссоздавали образ автора. У Гаршина красота внутреннего облика сочеталась с внешней красотой. Писателю были чужды и унылый морализм, и аскетизм. В периоды физического и душевного здоровья он чувствовал радость жизни, любил природу, общество людей, любил простой физический труд. И эта жажда жизни, умение понимать и чувствовать прекрасное – одна из причин обостренного неприятия уродства и зла, выражавшегося у писателя в глубокой грусти и страдании.

Гаршин оставил великое наследие. Но в первую очередь на себя обращает внимание стилистическое и тематическое разнообразие произведений писателя. Гаршин снова ввел в литературу жанр аллегории и придал ей черты лирико-философской новеллы:

  • «То, чего не было»;
  • «Красный цветок»;
  • «Attalea princeps».

Среди произведений В.М. Гаршина есть и привычные рассказы с реалистически точными бытовыми зарисовками, в которых движение сюжета не имеет определяющего значения и финал произведения остается «открытым» (например, «Из воспоминаний рядового Иванова», «Денщик и офицер»). Героем подобных рассказов является не столько личность, сколько тип. В ряде рассказов Гаршина реальные образы приобретают символическое значение, эпическое начало сочетается с лирическим.

Для выявления причин социального неустройства мира писатель прибегает к изображению исключительных случаев или изображает героев запутанной, сложной душевной жизни. А в некоторых рассказах писатель, наоборот, в рядовом, привычном эпизоде видит ужасающую сущность сложившихся социальных отношений.

В ряде рассказов Гаршина совмещаются романтические и реалистические тенденции. В этих произведениях объединены жанровые признаки социального очерка и аллегории, социально-психологического исследования и лирической прозы.

Психологическая новелла В.М. Гаршина

Рассказ «Четыре дня» является литературным дебютом В.М. Гаршина. Произведение, опубликованное в 1877 году, было написано на фронте. Именно в этом рассказе формируется основной формат поэтики Гаршина. Писатель тяготеет к малой форме. Рассказы писателя принято называть психологическими новеллами. В этом рассказе, с одной стороны, присутствуют приметы новеллы – напряженный сюжет и неожиданная развязка. В то же время, рассказы Гаршина строятся композиционно как исповедальные монологи от первого лица, что делает его новеллы психологическими. У Гаршина человек оказывается в пороговой, предельной ситуации, в трагических обстоятельствах. Именно в этой точке ему предстоит уяснить собственную сущность.

Замечание 1

Новелла - это жанр малой повествовательной прозы, по объему близкий к рассказу.

В гаршинском мире чувствуется традиция Ф.М. Достоевского. Для произведений Гаршина характерны:

  • Напряженный драматический сюжет, развитие которого происходит в краткий промежуток времени;
  • Трагедийный пафос;
  • Пребывание человека в критической точке;
  • Доминанта изображения героя – самосознание.

Жанровая система писателя не исчерпывается психологическим новеллами. Еще один полюс системы жанров малой прозы Гаршина образуют сказки, причти, среди которых «Сказание о жабе и розе», «Лягушка-путешественница», «Сказание о гордом Аггее».

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Светлана Владимировна Томченко

Эксперт по предмету «Литература»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис