Что такое литературная критика
Под понятием литературная критика понимают область литературного творчества, которая стоит на границе между художественной литературой и литературоведением. Литературные критики истолковывают и дают оценку произведениям с точки зрениях их личного мнения. Так же в их работу входит выявление литературных принципов направлений и жанров. Они могут оказывать активное воздействие на процесс формирования литературы, более того своими критическими комментариями они могут воздействовать на общественное сознание, этого они достигают, уходя во взаимодействие с такими дисциплинами как философия, этика, история литературы.
Литературная критика начала формироваться достаточно давно, еще во времена Древней Греции и Древнего Китая это направление воспринималось как особое профессиональное знание. Долгое время ее задача заключалась лишь в том какую оценку дать произведению, рекомендовать или нет его читателю.
Древнерусский период литературной критики
Русская литературная критика начала свое развитие с того момента, как только стали появляться первые литературные произведения. Элементы критики появились уже в письменных памятниках 11 века. Например, следы литературной критика видны в таких произведениях как «Слово о законе и благодати митрополита Илариона» - в этом произведении имеет место изучение библейского текста как литературного; письма Андрея Курбского Ивану Грозному, в них Андрей Курбский высказывает замечания Грозному, о том, что он слишком сильно заботится о красоте слов. Критиками того времени можно назвать Максима Грека, Аввакума Петрова.
18 век русской литературной критики
В 18 веке впервые вводится термин «критика». Литературная критика берет свое развитие с момента появления литературных журналов. Первым критиком по сути можно считать Н. М. Карамзина, он любил жанр монографической рецензии. Специфическими характеристиками русской литературной критики 18 века являются:
- акцентирование внимание на языковых погрешностях,
- использование нормативного принципа
- использование вкусового принципа
19 век русской литературной критики
В 19 веке начинает явно прослеживаться связь литературной критики и журналистики. Критические замечания, рецензии публикуются в основном в литературных журналах и других периодических изданиях. В 19 веке популярными были такие критические жанры как:
- реплика
- отклик
- заметка
- проблемная статья
- обзор
Особенно славился написанием рецензий А. С. Пушкин. Его рецензии представляли собой краткие, изящные, полемичные произведения, которые способствовали развитию русской литературы.
В 19 веке критика в основном зиждется на базе литературных произведений. К известным литературным критикам этого периода относят В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарев и др.
20 век русской литературной критики
Конец 19 – начало 20 века ознаменован развитием промышленности и культуры. В этот период цензура становится более лояльной, повышается уровень грамотности. Публикуется большое количество периодических изданий, газет, журналов, книг. Критики подставлены в своём большинстве писателями, такими как: В. Соловьев, А. Блок, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Цветаева, К. Чуковский.
В это время образовывается «Формальная школа» - научное объединение, которое оказало большое влияние на литературоведение и семиотику. Представители этой школы вступали в полемику с другими критическими литературными кружками такими как «Круг Бахтина», представителями психоаналитической критики.
Далее в 30-х годах 20 столетия формируется основной литературный стиль литературы советского периода – социалистический реализм. Критика принимает облик карательного инструмента. Журнал «Литературный критик» и другие организации, осуществляющие литературную критическую деятельность, были закрыты, так как качество литературных произведения имела право определять только партия.
50-60 годы 20 века становятся новым витком в развитии русской литературной критики. Давление ослабевает и появляются два противостоящие друг другу лагеря: демократическая критика и ортодоксальная критика.
В 70- х годах появляются такие направления как «националистическая» критика и «эстетическая» критика.
Следует отметить, что несмотря на запреты, все это время (50-ые-70-ые гг.) имеет место неофициальная советская литературная критика, развивается она на почве всей неофициальной советской культуры.
Далее в период перестройки формируется и перестроечная литературная критика. Она вовлечена в период 1980-90 годов. Характерная черта этого периода – злободневность, идет осуждение русского постмодернизма, появляются статьи о значении самой русской литературной критики. Критика 1990гг отличается тем что в этот период критической работай занимаются несколько поколений критиков. Для старшего поколения характерна вера в социальную роль литературы. Представителями этой группы критиков были Л. Аннинский, И. Золотусский и др. Среднее поколение отличалось тем, что не имело приверженности к какой-то одной группе. Предстателями его можно назвать С. Чупринина, В. Ерофеева, Н. Иванова. Младшее поколение критиков было представлено критиками различных направлений: реализма, постмодернизма, филологического направления, представителями его были А. Агеев, А. Немзер, П. Басинский, А. Казинцев, Д. Быков, М. Липовецкий, Д. Кузьмин.
Основные жанры литературной критики
Основные жанры литературной критики включают в себя:
- рецензию
- критическую статью об отдельном произведении,
- проблемную статью,
- критическую монографию о современном литературном процессе
Рецензия – жанр литературной критики, который дает оценку произведения, рецензия помогают автору, который нуждается в совете, корректировке. В рецензии речь идет о произведении, проводится анализ и даётся оценка этому произведению.
Критическая статья является жанром литературной критики, который дает разбор, оценку, содержанию произведения, его тематике, проблематике, оценивает стиль и язык автора.
Проблемная статья посвящена изучению конфликта, сложному противостоянию, как правило она затрагивает серьезные общественные темы.
Критическая монография представляет собой работу в которой содержится углубленное изучение определенной темы.