Исповедь – это литературно-художественное произведение либо часть произведения, где повествование ведется от первого лица и рассказывается о сокровенных, личных чувствах героя.
Тема дома и семьи в автобиографической повести В. Шаламова
Основная часть творческого наследия В. Шаламова – «Колымские тетради» и «Колымские рассказы» - связана с ГУЛАГом. В лагере гибло все, а человек умирал дважды – сначала душа, затем тело, а между этими двумя смертями – длинная, равнодушная «нежизнь».
Автобиографическая повесть Варлама Шаламова «Четвертая Вологда» - это возвращение писателя к истории своей семьи и рода, к истокам жизни.
В творчестве Шаламова тема путешествии в мир детства и юности отражена не только в повести «Четвертая Вологда», но и в других произведениях, например:
- В заметках в записных книжках;
- В ряде стихотворений из «Колымских тетрадей»;
- В воспоминаниях «Моя жизнь – несколько моих жизней»;
- В рассказе «Начало».
Возможно, обращение писателя к этой теме вызвано его желанием сказать правду о себе и о мире, отказаться от сдержанно объективированного повествовательного тона.
Повесть «Четвертая Вологда» - это повесть-исповедь. В этом произведении писатель пытается объяснить, что определило его мировоззрение. Шаламов подчеркивает субъективность повествования: «Я пишу историю своей души – не более».
Главная цель писателя в этом произведении – показ развития личности человека в пору его детства и юности.
В повести Шаламов пытается соединить прошлое, настоящее и будущее ради искусства. Путешествие в мир детства писатель начинает с определения себя как творческой личности. Именно в Вологде происходит осознание Шаламовым себя поэтом и писателем. Важным фактором в развитии личности писателя становится «особенный климат города» - и культурный, и нравственный.
Ведущей темой повести является тема дома. Основу композиции «Четвертой Вологды» составляет не внешняя связь эпизодов, а их внутреннее единство, которое обусловлено показом процесса развития личности. Шаламов неоднократно обращается к одним и тем же событиями и не соблюдает хронологии повествования. В этой автобиографической повести прослеживается поиск пути к самосовершенствованию в процессе взаимодействия с внешним миром.
В «Четвертой Вологде» творческий метод писателя схож с психологическим анализом Л.Н. Толстого в его трилогии «Детство. Отрочество. Юность».
Исследование мира семьи в автобиографической повести В. Шаламова начинает с подробного описания родительского дома. Писатель очень внимателен к подробностям и деталям быта. Традиции и семейный уклад Шаламов воспринимает как что-то незыблемое, не подвергающееся никакому сомнению. Шаламов описывает и расположение комнат в квартире, где провел детство, и коллекцию редкостей, вывезенных его отцом с Алеутских островов, и икону с ликом Христа. Все эти детали помогают ему воскресить столь дорогие сердцу образы.
Образ отца в повести «Четвертая Вологда»
В сюжетном пространстве «Четвертой Вологды» особое место занимает образ отца. Ко всему миру, в котором прошло детство Шаламова, можно применить определение «отцово царство».
Отец писателя, Тихон Николаевич Шаламов, был незаурядной, сложной, противоречивой личностью. Оценка личности отца у Шаламова неоднозначна. Писатель в своем повествовании совмещает оценку событий и с точки зрения ребенка, и с точки зрения взрослого повествователя. Персонажа-ребенка в отце привлекают активная жизненная позиция и свободомыслие. Писатель характеризует отца как чрезвычайно активного общественника, человека, критически оценивающего все, что происходит вокруг. Тихон Николаевич последовательно реализует свои принципы, что часто приводит к конфликту с сыном.
У Шаламова вызывает неприятие чрезмерная категоричность отца в оценке здоровья, увлечений, физических возможностей детей. Нежелание Шаламова «убивать, стрелять, охотиться, резать кур и кроликов» приводили к тяжелому конфликту.
Взрослый Шаламов, возвращаясь мысленно в детство, оценивает влияние отца не только на себя, но и на сестер и братьев. Он говорит о том, что старший брат Валерий был полностью подчинен воле отца, сестра Наташа стала олицетворением справедливости. Шаламов называет себя, сестру Наташу и брата Сергея наследниками маминых генов, говорит о том, что они – жертвы, а не завоеватели, а грубая отцовская сила воплотилась в старших детях – сестре Гале и брате Валерии.
Осмысление взглядов отца является одним из этапов «путешествия» писателя к себе. на формирование нравственной позиции Шаламова повлияло внутреннее несогласие с мировоззрением отца. Шаламов не принимает навязывания чужой воли, диктата, учительства сначала в отце, потом – в литературе.
Писателю по внутреннему складу ближе мать, которая любила стихи, а не отец, увлекавшийся охотой, разведением коз и огородничеством.
Образ матери, сестры и брата в повести Шаламова
Судьба матери, которая посвятила себя интересам отца, у Шаламова вызывает и чувство жалости, и чувство возмущения, и чувство горечи. Он говорит о том, что мать была талантливой, способной, энергичной, и превосходила отца своими духовными качествами. Жизнь матери Шаламова прошла в мучениях. Но осознание трагизма судьбы матери к Шаламову приходит лишь с годами. Шаламов через всю жизнь пронес чувство душевной близости и любви к своей сестре Наташе. Писатель в своем рассказе о сестре акцентирует внимание в первую очередь на ответственности и справедливости, которые были основой характера Наташи.
Образ брата Сергея в повести Шаламова овеян романтическим пафосом. Сергей – непререкаемый авторитет, любимый сын, герой, кумир мальчишек. Автор показывает брата через призму детского восприятия, так как в 1920 году, когда погиб Сергей, писателю было всего 13 лет. Во всех поступках Сергея чувствуется дух свободы, который в душе Шаламова вызывает чувство восхищения и уважения.