Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Героическая тема борьбы с монголо-татарами в фольклоре и в воинских повестях

Определение 1

Воинская повесть – это жанр древнерусской литературы, популярный в 11—17 вв., в основе которого лежит изображение исторического события, связанного с героической борьбой русского народа против внешних врагов.

Повесть о побоище на реке Калке в летописях

В первой половине 13 века Русь испытала монголо-татарское нашествие, которое затем обратилось в «иго», продлившееся целых два столетия. События этой эпохи нашли отражение в литературе, подняли ее пафос и дали новые сюжеты. «Ордынская» тема стала одной из ключевых тем русской литературы 13-15 вв. Образы монголо-татар и защитников русской земли, сюжеты, посвященные противостоянию орде развивались на протяжении всего этого периода и были в центре внимания древнерусских авторов.

Первая «встреча» с Чингисханом произошла летом 1224 года. Это столкновение было случайным. Монголо-татарские войска опустошили Кавказ и напали на половцев. Половцы же обратились за помощью к русским князьям, которые приняли решение выступить совместно. Союзное войско дошло до реки Калки и здесь было разгромлено. Главной причиной поражения русского войска является рознь между князьями. Монголо-татары, преследуя остатки русского войска, опустошили еще несколько городов и вернулись в Азию.

Повествование об этом столкновении дошло в нескольких передачах. Вероятно, их основу составляют две повести. Одна из повестей, которая содержала более официальный перечень событий, подверглась изменениям из-за перехода летописи в «летописный свод». В литературном отношении эта повесть была скупа. Вторая повесть, написанная для Галицкой летописи, не была подвержена такому перемещению и дошла практически в неизменном виде. Галицкая повесть сохранила восприятие современника событий.

В этой повести рассказывается о том, как союзные русские войска вместе с половцами сошлись на Днепре у Хортицы. Сначала русское войско разбило монголо-татар, забрало у них скот. И еще восемь дней войска шли до реки Калки, где были встречены главными силами татар. Не все князья были «в согласии», что и послужило причиной поражения.

«Героическая тема борьбы с монголо-татарами в фольклоре и в воинских повестях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В Галицкой летописи фигурирует образ молодого богатыря Даниила Романовича. Автор летописи использовал различные средства выразительности, включая фразеологизмы. Он с особым вниманием отнесся к изображению Даниила Романовича Галицкого.

В более поздних летописях о битве на реке Калке сообщается о судьбе князя Мстислава Киевского. Он не участвовал в самой битве, но устроил для своего полка «город с кольем» на берегу реки. Однако Мстислава с еще несколькими князьями предали соратники, татары взяли город, посекли людей, а князей убили с особой жестокостью.

Это эпизод нашел место в сказе Туатамура.

Вероятно, примерно через столетие после битвы на Калке в летопись попали фрагментов устных былин: в позднейших летописях среди погибших упоминаются Александр Попович и с ним 70 храбров. В этом упоминании побоище на Калке, возможно, рассматривается как момент, когда на Руси перевелись богатыри.

Замечание 1

В югославянской книжности слово «храбр» означает «воитель». Термин «богатырь» в русском употреблении утвердился лишь в 15 веке.

Ипатьевская летопись о нашествии монголо-татар

Осенью 1237 года началось вторжение монголо-татар на Русь. Первым опустошению подверглось Рязанское княжество. Затем были взяты Коломна, Владимир, Москва, Ярославль, Суздаль, Переяславль, Дмитров, Юрьев, Тверь, Ростов, опустошено северное Поволжье.

В марте 1238 года великий князь Суздальский потерпел поражение на реке Сити. Монголо-татарское войско двинулось на Великий Новгород, но задержалось за осадой Козельска.

Затем монголо-татары ушли на Дон и северный Кавказ. В 1240 году они вступили в Южную Русь, взяли Киев, Чернигов, затем волынские и галицкие города.

Захват русских территорий производился планомерно. Это было не набегом, а организованным нашествием подготовленных воинских сил. Русь же не была готова к отпору. Особенно тяжкий урон понесла северо-восточная Русь. Описание ее опустошения имеется в самом старом списке Владимиро-Суздальской летописи. Манера этого описания, обильная покаянными и печальными библеизмами, отчасти заимствованными из летописных повестей о половецких набегах, еще долго потом ощущается в исторических повестях.

В Ипатьевской летописи содержится еще один эпизод об осаде Козельска. Батый, разорив Владимир и опустошив суздальские города, подошел к Козельску, где находился молодой князь Василий. Жители Козельска героически отстаивали город. Осада Козельска длилась два месяца. Затем на помощь Батыю пришли Кадан и Бури, внук Чагатая. Численное превосходство монголо-татар решило исход битвы.

Повесть о взятии Киева

Интересен стиль Галицкой летописи о взятии монголо-татарами Киева. Начинается повесть 1240 годом с сообщения о приходе Батыя в Киев. Затем автор дает картинное изображении множественности татарских войск. Имена воевод Батыя, сообщаемые автором этой повести, соответствуют показанию персидских летописей. Это все братья Батыя – родной, шесть двоюродных и два эмира. Эта информация дает основание считать, что повесть написана не раньше 1246 года.

Монголо-татарское нашествие возродило идеалы мужественного, мудрого защитника русской земли и православной веры. Яркими образцами произведений на эту тему являются:

  • «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора»;
  • «Житие князя Михаила Ярославича Тверского»;
  • «Повесть о Шевкале»;
  • «Повесть о Николе Заразском»;
  • «Повесть о Меркурии Смоленском».

Рязанская «Повесть о Николе Заразском» отличается высокими художественными достоинствами. Это произведение посвящено иконе Николы Заразского, включает историю ее перенесения в 1225 году на Рязанскую землю и повествование о разорении Рязани Батыем в 1237 году. Во второй части произведения в образе Евпатия Коловрата автор восхваляет героизм и величие духа русского народа. Этот памятник литературы в окончательном виде сложился предположительно в 1560 году.

«Повесть о Меркурии Смоленском», предание о граде Китеже относятся к позднейшим литературным обработкам народных сказаний о нашествии Батыя.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot