Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функции библейских образов в повести Леонида Андреева "Иуда Искариот"

Определение 1

«Вечные образы» — это художественные образы мировой литературы, в которых писатели создали обобщения, применимые в жизни следующих поколений.

Образ Иуды Искариота – предатель или верный ученик?

Леонид Андреев стал одним из первых писателей, затронувших отношения Христа и Иуды. В 1907 году Андреев написал повесть «Иуда Искариот». В произведении писатель пересказывает библейскую историю. Он изображает учеников Христа никчемными и трусливыми, беспокоящимися лишь о собственном благополучии. А Иуда показан правдолюбцем, который через смерть Христа и свою собственную стремится вернуть людей на путь истинный, заставить их обратиться к вечным ценностям, помочь понять вероучение Христа. Однако делает это Иуда через предательство. Он бросает вызов всему привычному, укоренившемуся общественному укладу. Однако Иуда большей частью является воинствующим индивидуалистом, убежденным в своей неповторимости и готовый ради надуманной идеи погубить других и себя.

Психологический метод Л. Андреева заключается в том, что он не воссоздает последовательное развитие психологического процесса и останавливается на описании состояния персонажа в переломные моменты духовной жизни.

Замечание 1

Сам писатель свое произведение охарактеризовал так: "нечто по психологии, этике и практике предательства".

Однако такое определение не исчерпывает содержания повести. Писатель предлагает усомниться в традиционной трактовке поступка Иуды. Ни один, даже самый подлый человек, не способен хладнокровно отправить другого на смерть. Подобный поступок должен иметь оправдание какой-либо благородной идеей. Но почему же Иуда ушел из жизни, повесившись на суку? Возможно, причина заключается в поведении Иисуса Христа, непротивлении его злу насилием. Христос мужественно и покорно принимает смерть, тем самым лишая поступок Иуды оправдания. Таким образом, обнажается ложность мотивации героя повести, пропадает его героичность, появляется тоска и неудовлетворенность, которые и толкают его на самоубийство.

«Функции библейских образов в повести Леонида Андреева "Иуда Искариот"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Есть мнение, что самопожертвование Христа было уже предопределено, и поэтому кто-то должен был сыграть роль предателя. И перст судьбы указал на Иуду, тем самым обрекая его нести в веках печать предательства.

Иуда в изображении Л. Андреева неоднозначен и сложен. Дурная слава распространилась о нем по всей Иудее. Иуду порицали все, и добрые, и злые. Его называли коварным, корыстолюбивым, склонным ко лжи и притворству. Говорили, что он всем приносить только ссоры и неприятности.

Иуда Искариот хитер, умен и дерзок. Он виртуозно пользуется этими качествами, чтобы цинично и откровенно интриговать и насмехаться над учениками Иисуса. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что Иуду можно назвать смелым, гордым борцом с человеческой глупостью.

Автор неоднократно прочеркивает двойственность образа Иуды и его внутренних переживаний и суждений. Иуда идет на все с целью привлечения внимания и завоевания любви своего Учителя. Он пробует вести себя вызывающе, однако не находит одобрения. Становится покладистым и мягким, но и это не помогло ему приблизиться к Христу. Неоднократно, одержимый страхом за своего Учителя, Иуда спасал его от возможной смерти. Не один раз он продемонстрировал свои хозяйственные и организаторские способности. Он блистал умом, но несмотря на все старания, ему не удалось встать радом с Иисусом на земле. Поэтому возникло желание стать возле Христа в царствии небесном.

Ореол мученичества всегда привлекал людей. И на это рассчитывал Иуда, когда разыгрывал страшную трагедию. Иуда с самого начала и до конца действует осмысленно, поэтому говорить о том, что в его поступке значимую роль сыграла судьба, не приходится. Иуда своим поступком подверг учеников Христа проверке на прочность. Он поставил их в положение, когда им пришлось определиться со своим отношением к Учителю. Таким образом, получается, что Иуда лучше других понимал Иисуса, и действия Искариота были необходимы для утверждения учения Христа. Возникает вопрос, кем же тогда был Иуда – предателем или верным учеником? И Л. Андреев дает читателю самому поразмышлять над этим вопросом.

Библейские образы в повести «Иуда Искариот»

Евангельский Иуда практически лишен конкретных человеческих черт. Иуда в изображении Л. Андреева является неоднозначным и глубоким по содержанию образом. Это не символ. Здесь Иуда выступает как живой человек со своими чувствами, мыслями, внутренним миром, переживаниями, со всеми слабостями, свойственными человеку. На протяжении повести автор показывает, как меняется поведение Иуды, и как меняется восприятие его учениками. Иуда предает Христа, но не ради денег, как говорится в Евангелии, а из-за недооцененной любви. В повести Андреева образы остальных учеников выступают как символы:

  • Петр ассоциируется с камнем, что подчеркивается в его движениях, внешности, голосе;
  • Иоанн, любимый ученик Христа, изображен со злой иронией. Он представлен высокомерным, хрупким, изнеженным;
  • Фома представлен тугодумом, верящим только фактам.

Несмотря на то, что Иуда совершает страшный грех, в произведении он представлен добрым, отзывчивым, способным сострадать и чувствовать. Он заканчивает жизнь самоубийством, не выдержав мук совести. Он раскаивается в своем грехе, искренне жалеет Христа, жалеет по-человечески. Во имя Христа Иуда жертвует своим именем и своей жизнью.

Андреев относится к персонажу с сочувствием. Неоднократно им повторяются слова «страшная смерть», а сильное по глубокому содержанию словосочетание «жестокая участь» подчеркивает авторскую субъективность.

То, что писатель обращается к противоречивому евангельскому персонажу, обусловлено рядом внутренних причин. Это и андреевская концепция человека, и пессимистические настроения в его творчестве. Реальная действительность, окружающая писателя, события начала 20 века оказали влияние на творчество Андреева. Его беспокоил разрыв между реальными поступками и высокими идеалами. Поэтому в зрелом творчестве Андреев чаще обращается не к конкретно-историческим типам, а к «вечным образам».

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot