Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна в развитии жанра литературных путешествий

Определение 1

Путевая заметка — это жанр, описывающий субъективные наблюдения автора во время его путешествия.

Сентиментализм в творчестве Л. Стерна

Короткий период расцвета сентиментализма в Англии пришелся на 1760-е годы. В это время творил крупнейший представитель литературы сентиментализма Лоренс Стерн. Наследие писателя насчитывает два романа: «Сентиментальное путешествие мистера Йорика по Франции и Италии» и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», состоящий из 9 книг.

Замечание 1

«Сентиментальное путешествие» - неоконченное произведение.

Кроме этих романов, Стерн написал сборник церковных проповедей, а также «Дневник для Элизы» и собрание писем. Последние произведения – ценный источник для изучения биографии писателя и его литературных взглядов.

Лоренс Стерн в своем творчестве поводит итог сентиментализму в английской литературе и намечает пути ее дальнейшего развития. Стерн не порывает с культом чувств, но относится к нему со скептицизмом и иронией. Так рождается знаменитое искусство Стерна – искусство полуутверждения-полуотрицания, скрытого намека. Здесь чувствительность удивительным образом сочетается с сатирой, а подтекст имеет не меньшее значение, чем открытый текст.

Интерес к человеку как неповторимой, уникальной личности является основой творчества писателя. Стерн утверждает право человека на свободное проявление человека вопреки всем сложностям жизни.

Жанровые особенности романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»

В английской литературе 18 века широко известным был жанр «путевых заметок». Описания путешествий, в которые обязательно отправлялись состоятельные молодые джентльмены для завершения образования, публиковались довольно часто. Но роман Стерна резко отличается от этих «путевых заметок» и по форме, и по содержанию.

«Роль романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна в развитии жанра литературных путешествий » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Это произведение внешне напоминает заметки увлеченного, любознательного путешественника. Многие главы романа названы в соответствии с названиями городов, где побывал путешественник. Но эта мнимая достоверность описания Стерну необходима лишь для того, чтобы погрузить читателя в привычный для него мир. Дальше же его ждут неожиданности:

  • В романе нет описания мест;
  • Отсутствует точное изложение фактов;
  • Нет оценки того, что увидел автор;
  • Нет стройной композиции;
  • Хронология нарушена.

В произведении Стерна описание незначительных эпизодов разрастается, обрастает никому не нужными, на первый взгляд, деталями. А о значительных явлениях, напротив, автор говорит мимоходом, вскользь.

Роман начинается с середины диалога между главным героем и неизвестным лицом. Затем Йорик принимает совершенно неожиданное решение – оправиться в путешествие по Франции, чтобы все увидеть своими глазами. Заканчивается роман тоже на полуфразе. Вставные эпизоды, заимствования из других произведений нарушают последовательность изложения. Отдельные сцены романа соединены таким образом, что благородные поступки, совершенные героем в одних, объясняются неблаговидными причинами в других.

Оказывается, что автору совершенно не интересно то, что увидел главный герой. Ему важно только то, как он увиденное воспринял. Писатель словно проводит психологический опыт. Герой романа, вырванный из привычной для него жизни, должен быть спокойным, хладнокровным наблюдателем того, что встречается ему ну пути. Однако сложность характера, причуды и эмоции не дают ему оставаться просто наблюдателем, делая его участником событий и накладывая отпечаток на его душу.

Так, роман «Сентиментальное путешествие» становится путешествием во внутренний мир главного героя.

Новаторство романа Л. Стерна

Роман Лоренса Стерна во многом является новаторским. Кажется, что название жанра вытекает из заглавия. Люди путешествовали с давних времен, но как литературный жанр путешествие формируется в Англии в 18 веке. Одновременно с жанром путешествия расцвета достигает роман – важнейший жанр английской просветительской литературы. Создаются путешествия другого рода – романы, в которых мотив путешествия является сюжетной основой («Приключения Гулливера» Дж. Свифта, «Робинзон Крузо» Д. Дефо). И разные по жанру романы – фантастические, приключенческие, бытоописательные объединяет то, что их неотъемлемым фоном является путешествие. Однако жанр романа и жанр путешествия имеют множество различий. В центре романа находится конкретная личность с сложным внутренним миром. В литературе путешествия ядро повествования составляет природа, климат, обычаи, нравы стран, увиденных путешественником, а душевный мир героя оказывается вспомогательным элементов раскрытии главной темы. В романе герой занимает центральное место, в путешествии он является сторонним наблюдателем.

Еще одна важная черта жанра путешествия – эффект достоверности. Автор стремится к документальности повествования, иначе познавательная функция произведения исчезнет. Именно поэтому рассказ ведется от первого лица: рассказчик является свидетелем описанного, события преподносятся в виде дневников или писем для усиления эффекта достоверности. Эпистолярные и дневниковые формы подходят для путевых заметок больше, чем для романа.

Еще одно существенное различие литературы путешествий от романа заключается в том, для путешествия характерна бессюжетность или многосюжетность. Повествование делится на множество эпизодов, из которых многие могут и вовсе не быть завершенными. А для романа характерным является острый сюжет и развитая интрига.

Замечание 2

Роман Л. Стерна тяготеет и к роману, и к путешествию, соединив в себе основные черты обоих жанров.

Развитие сентиментализма и предромантизма существенно изменило облик литературного путешествия. Постепенно интерес к подробным описаниям утихает, уступая место лирическому началу.

Повествовательный пафос уменьшается, беллетристический элемент возрастает. И «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна является классическим образцом такого произведения.

Нарастающее внимание к личности, к внутреннему миру человека в эпоху романтизма привело к появлению нового жанра, «мини» варианта путешествия – «прогулки». В произведениях этого жанра центром повествования является не окружающий мир, а эмоциональное состояние героя.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot