Таруса — это город в России, административный центр Тарусского района Калужской области.
Детство М. Цветаевой
Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Отец Цветаевой, Иван Владимирович, был профессором филологических наук, возглавлял кафедру истории и теории искусств в Московском университете. Мать Цветаевой, Мария Мейн, была пианисткой.
В своем отце Цветаева ценила преданность работе и своим принципам. Она выразила свое признание в нескольких очерках, посвященных отцу:
- «Открытие музея»;
- «Лавровый венок»;
- «Отец и Его музей».
Цветаева преклонялась перед своей матерью.
С раннего детства писательница жила в мире книг. Цветаева научилась читать в четырехлетнем возрасте. Особенно она любила книги Гете и Пушкина. Цветаева очень любила музыке. Рифмование было еще одним занятием, которому она отдавала всю душу. С самого раннего детства поэтесса тайком записывала фразы, срифмованные ей. Как признавалась сама Цветаева, она начала писать стихи с шести лет, при этом стихи она записывала не только на русском, но и на иностранных языках.
В гимназии Цветаева училась хорошо, но сложный характер дочери беспокоил сердце матери.
Детство Марины Цветаевой нельзя назвать счастливым и безоблачным. Мать Цветаевой болела и часто находилась на лечении. Еще совсем юной Цветаева потеряла мать. Под гнетом этих событий она все больше уходила в себя. Возвращение в родной дом было тяжелым испытанием, каждый предмет напоминал Цветаевой о потере родного человека. Не складывалось и общение с братом и сестрами.
В детстве Цветаева всю зиму проводила в Москве, а на лето уезжала в Тарусу. Позже семья стала ездить за границу.
Таруса. Значение Тарусы для творчества Марины Цветаевой
Имя Марины Цветаевой неотделимо от Тарусы.
Дочь Цветаевой, Ариадна Эфрон, называла Тарусу «колыбелью творчества» поэтессы.
Семья Цветаевых долгие годы была связана с Тарусой. Впервые они приехали в этот город в 1891 году. И уже тогда Цветаевы приняли решение обосноваться в Тарусе. В 1892 году они сняли городскую дачу на берегу Оки. С лета 1893 года Цветаевы стали приезжать туда с маленькой Мариной. Цветаевы очень любили Тарусу. Дача «Песочное» была арендована до 1910 года. И каждый год вся семья отдыхала здесь, за исключением 1903-1905 гг. В это время Мария Александровна с дочерьми находилась за границей, где проходила лечение от чахотки.
Летом 1906 году Цветаевы воссоединились в любимой Тарусе. Привезли туда и Марию Александровну, для которой этот приезд стал последним. 5 июля она умерла на тарусской даче.
Печальные события лета 1905 года отразились в очерке Цветаевой «Мать и музыка», который вошел в цикл автобиографической прозы.
Таруса имела большое значение в формировании Марины Цветаевой как поэта. Этот городок для нее был не только местом отдыха, но и источником творческого вдохновения. Любимому городу Цветаева посвятила много произведений, не только поэтических, но и прозаических. Наиболее известными произведениями Цветаевой, связанными с Тарусой, являются:
- «Паром»,
- «Лесное царство»,
- «Новолуние»,
- «Приезд»,
- «Молитва»,
- «Волшебство немецких феерий…»,
- «Пленный дух»,
- «Над синевою подмосковных рощ…»,
- «Мама на даче»,
- «Осень в Тарусе»,
- «Мой Пушкин» и т.д.
Написанные в Тарусе или же вдохновленные ею стихи Цветаева включила в свои первые сборники «Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом».
Тарусские стихи написаны Цветаевой в основном в 16 лет, а тарусская проза создавалась поэтессой в 1930-е годы, в эмиграции, кода Цветаева не была в этом городе уже более 20-ти лет.
Воспоминания о Тарусе скрашивали жизнь Марины Цветаевой на чужбине.
Эмиграция
Годы Гражданской войны тяжело сказались на моральном состоянии Цветаевой. Разрыв родины на два лагеря она не могла ни одобрить, ни принять. Весной 1922 года поэтесса получает разрешение эмигрировать из страны и отправляется в Чехию, куда бежал ее муж, Сергей Эфрон, несколько лет назад.
Долгое время жизнь Цветаевой была связана не только со столицей Чехии, но и с Берлином. Через три года семья Цветаевой перебралась в Париж. Однако и во французской столице Цветаева не обрела счастья. Молва людей о том, что ее муж принимал участие в заговоре против сына Л.Троцкого и что он завербован советскими властями, угнетали поэтессу. Также Цветаева осознавала, что она не является эмигрантом по духу, и Россия не отпускает ее сердце и мысли.
В период Гражданской войны и эмиграции Цветаева пишет стихи для своего сборника «Лебединый сан», романтические пьесы и поэмы «На красном коне», «Царь-девица», «Егорушка». В числе главных произведений Цветаевой «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Однако большая часть произведений, написанных в период эмиграции, не были опубликованы. Сборник Цветаевой «После России» включал сочинения до 1925 года, хотя она никогда не переставала писать.
Иностранцы же больше оценили прозу Марины Цветаевой. Она писала воспоминания о русских поэтах – М.Волошине, А.Белом М.Кузмине. Популярностью пользовались книги «Мать и музыка», «Мой Пушкин», «Дом у Старого Пимена» и т.д. Но стихи покупали очень редко, хоть Цветаева и написала цикл «Маяковскому», для создания которого самоубийство поэта стало «черной музой». Смерть Маяковского потрясла Цветаеву, и это она выразила в своих стихах.
Возвращение в Россию
В июне 1939 года Марина Цветаева вернулась в СССР. Однако радость от соединения с семьей продлилась недолго. В августе 1939 года была арестована дочь Цветаевой Аля, а осенью – муж. Цветаева скиталась по чужим углам с часто болеющим сыном, стояла в бесконечных очередях с передачами мужу и сыну. Чтобы как-то прокормить себя и сына, Цветаева занималась переводами. Времени на свои стихи у поэтессы не хватало.
В апреле 1941 года Марину Цветаеву приняли в Профком литератором, однако она уже была не в состоянии писать. В августе 1941 года Цветаева с несколькими писателями эвакуировалась в Елабугу. Здесь Цветаева пыталась устроиться на работу, но все попытки были тщетными. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.