Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детство и юность Пушкина

Происхождение

А. С. Пушкин родился в нетитулованном дворянском роде Пушкиных, восходящем, согласно семейному преданию, к «мужу честну» Ратше, въехавшего в России во времена княжения Александра Невского. От него произошли многие известные фамилии московского барства, родство с которыми делало Пушкина связанным с бытом и жизнь Москвы.

В своих произведениях выдающийся русский поэт неоднократно обращался к образу своих предков, которые служили для него образцом истинной «аристократии», служителями государству и правителям. Неоднократно он обращался и к образу своего прадеда – африканца А. Ганнибала, бывшего воспитанником и слугой Петра I, а впоследствии - военным инженером и генералом.

Дядя по отцу, Василий Львович, был известным поэтом, входящим в круг Карамзина. Благодаря своему дяде Пушкин ещё ребенком увидел Карамзина, который был главой тогдашней молодой литературы.

Детство

Александр Сергеевич родился в 1799 году. Пушкины были очень небогаты: недомовитые и нехозяйственные, они на протяжении всей своей жизни находились на грани разорения. Во время обучения сына они урезали материальную помощь, а в последние годы его жизни стали обременять поэта своими долгами. Как вспоминают очевидцы, у отца поэта, Сергея Львовича, барская безалаберность органично сочеталась со скупостью, доходящей до абсурда.

Родители практически не занимались воспитанием детей, и из домашнего обучения Пушкин вынес лишь любовь к чтению и безукоризненное знание французского языка.

Ранние детские впечатления нашли свою репрезентацию в первых опытах творчества:

  • поэма «Монах»;
  • поэма «Бова»;
  • стихотворение «Послание к Юдину»;
  • стихотворение «Сон».

Как впоследствии вспоминала бабушка:

Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. ..из одной крайности в другую бросается, нет у него середины

Хотелось бы отметить, что наиболее отличительной и странной чертой детства Пушкина выступает то, как мало он вспоминал о нём в своём творчестве. Он с лёгкостью покинул родной дом, ни разу не упомянув в своих стихах ни матери, ни отца. Воспоминания же о дяде вскоре приобрели иронический характер. При этом он нежно любил своих брата и сестру, помогал им даже если сам находился в стеснённых обстоятельствах и безропотно оплачивал долги своего брата Левушки, которые последний делал по-отцовски беспечно.

«Детство и юность Пушкина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Юность

Шесть лет своей жизни Пушкин провел в Царскосельском лицее, где ему довелось пережить события Отечественной войны 1812 года. Здесь же открылся его поэтический дар, стал формироваться его уникальных индивидуально-авторский стиль написания. Воспоминания о годах, проведённых в данном учреждении, навсегда остались в памяти поэта.

Хотелось бы отметить, что лицей стал учебным заведением, которое в миниатюре повторило судьбу многих реформ «дней александровых»: широкие замыслы, блестящие обещания, глобальные ожидания на фоне полной непродуманности целей, задач, стратегий и планов достижения этих целей и задач. Содержание обучения было непродуманно, преподавательский состав – случаен, не ясно было и будущее выпускников.

Лицей размещался в летней императорской резиденции, Царском Селе, что изначально предполагало его статус как придворного образовательного учреждения, однако, первый директор образовательного учреждения В. Ф. Малиновский, ненавидевший придворные круги, приложил максимум усилий, чтобы оградить своё учреждение от влияния двора посредством строгой замкнутости: воспитанников крайне неохотно выпускали за пределы стен образовательного учреждения, посещения родственников были ограничены, сведены к минимуму. Несмотря на то, что изоляция от внешнего мира ассоциировалась у Пушкина-лицеиста с монастырем, образами иноческой жизни, вызывает в творчестве проблематику искушений, которым подвергаются монахи со стороны бесов; несмотря на то, что изоляция рождала стремление вырваться из заточения, для Пушкина Лицей стал настоящим домом.

Огромное влияние на развитие мировосприятия Пушкина оказал профессор политических и нравственных наук А. П. Куницын, который был близок со многими будущими декабристами. Куницын – единственный из всех преподавателей лицея, к которому поэт впоследствии обращался в собственных произведениях.

В это время Пушкиным были созданы многочисленные поэтические произведения, в которых явственно чувствовалось влияние лучших достижений античной, французской и отечественной литературы: Гомер, Вергилий, Вольтер, Лафонтен, Державин, Крылов.

Замечание 1

Для ранней лирики Пушкина характерно соединение французского и русского классицизма.

Учителями будущего поэта стали:

  • Жуковский – основатель русского романтизма;
  • Батюшкин – мастер «лёгкой поэзии».

В лирических произведениях юношеского периода можно выделить ряд направлений:

  • лирика 1813 – 1815 гг. была пронизана мотивами скоротечности жизни, жаждой наслаждения радостями бытия;
  • в 1816 г. Пушкин под влиянием Жуковского обращается к элегиям, в результате чего в творчестве появляются темы неразделённой любви, угасания души, ухода молодости.

Первые лирические произведения ещё отличаются подражательностью, наличием литературных штампов и условностей. Однако постепенно начинает формироваться индивидуально-авторский, неповторимый стиль Пушкина. Автор обращается к более сложным, общественно-значимым темам. В частности, в произведении «Воспоминания о Царском Селе» затрагивается тематика Отечественной войны 1812 года. Стихотворение было зачитано в присутствии Державина и одобрительно встречено им.

В 1814 году Пушкин впервые выступил в печати: в московском журнале «Вестник Европы», в котором было опубликовано его стихотворение, обращённое к Кюхельбекеру, под названием «К другу – стихотворцу».

Замечание 2

Уже в юном возрасте Пушкин вошел в литературное сообщество «Арзамас», которое выступало против архаики, рутины в литературных процессах.

Таким образом, уже в юном возрасте проявился уникальный творческий дар Пушкина, под влиянием своих педагогов начинает формирования индивидуально-авторский стиль поэта, которому удалось превзойти своих учителей и стать не только величайшим русским поэтом, но и создателем современного русского литературного языка.

Дата последнего обновления статьи: 11.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot