Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века

Определение 1

Модель типизации – это способ переработки жизненного материала в художественно-эстетический.

Образ человека в литературе: исторические модели персонажа

Литература – это способ познания писателем мира и себя, связанный с его специфической особенностью мыслить художественными образами. Творческое сознание, являясь принципиально антропоцентричным, тяготеет к осмыслению человека и его изображению. Образ человека в литературе – это порождение общей концепции мира и личности, сформированный культурно-исторической эпохой. Однако ее воплощение в произведении связано не только с индивидуально-авторскими взглядами, психологией, предпочтениями, но и с моделью типизации. Данный способ также историчен. Другими словами, литературный персонаж, даже имея прототипическую, автобиографическую основу, не будет равен своему прототипу, прообразу, а будет «сконструирован» по определенной модели.

По мнению А. Н. Андреева, разные эпохи по-разному понимали соотношение действительности и искусства, придерживались разных принципов эстетического моделирования личности.

Исторические формы персонажеобразования традиционно имеют следующую классификацию:

  • Персонаж-маска в архаической и фольклорной литературе. Эта модель образа является исторически первой. Маска – это устойчивая литературная роль, устойчивая сюжетная функция;
  • Тип – это способ воссоздания образа человека, при котором индивидуальная многоплановость заменяется воплощение какого-то одного свойства, одной черты. Эта модель сформировалась в классицизме и применялась до середины 19 века.
  • Характер – это модель персонажа, предполагающая воспроизведение взаимосвязи и многоплановости его черт и индивидуализацию.

В классицизме был разработан морально-социальный тип.

Определение 2

Морально-социальный тип – это такая конструкция персонажа, когда его личность сводится к какому-то одному морально-социальному качеству (например, тщеславие Мещанина Мольера – его социальное свойство, а гипертрофированная скупость Гарпагона является его моральным качеством).

«Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При морально-социальной типизации доминирующим является одно из обозначенных начал – моральное или социальное.

Человек и история в фольклоре

В центре мира стоит человек с его состояниями, чувствами, словами, мыслями, поступками, эмоциями. В мифологическом сознании человек является центром мироздания. Древние в нем видели антропоморфное воплощение Вселенной.

Основным видом русского фольклора является русская народная песня. Песня, тесно связанная с жизнью, бытом, передаваемая устно от одного поколения другому, шлифуется в процессе исполнения.

Жизнь человека связана с трудом, и эта тема отразилась в народном творчестве. В фольклорных произведениях отражались трудолюбие, упорство, силу человека.

В лирических песнях, отличающихся разнообразием и богатством музыкального языка, раскрывается душевное состояние человека, его настроение, переживания, чувства.

В русских народных сказках всегда побеждает добро. Положительным героем здесь может быть и царевич, и простой крестьянин.

Одним из самых распространенных положительных героев является богатырь. Его отличают такие качества, как мужество, стойкость, добродушие и физическая сила. Илья Муромец не только объединяет в себе эти положительные качестваа, но и является народным защитником. А в образе Алеши Поповича отражается вся многогранность и широта души русского человека.

Одним из самых популярных сказочных персонажей является Иван-царевич. Он олицетворяет собой благородство, доброту, смекалку.

Еще один из распространенных сказочных героев – Иванушка-дурачок, причем дурак здесь – это не характеристика умственных способностей персонажа, а его происхождение: в старину дураком называли младшего сына в семье.

Человек и история в древнерусской литературе

Идеальным героем древнерусских летописей был князь. Образ князя создавался автором в «монументальном величии». Летописца интересовали значительные поступки князя как исторического деятеля, а его человеческие качества уходили на второй план. Образ героя создавался в соответствии с определенными правилами: автор перечислял добродетели и достоинства князя, которые должны вызывать восхищение и поклонение: храбрость, могущество, мужество, сокрушитель врагов, искусный воин, хранитель государства. Действующие лица древнерусских произведений были историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.

В житиях авторы прославляют подвижничество, святость жизни русских святых, подвиг служения отечеству. В образах святых соединяется пример самоотверженности, страстного служения идее, выражаются идеалы духовной красоты человека.

Как и в фольклоре, герои повести и летописи характеризуются по одному крупному деянию («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о полку Игореве»).

Образ человека в литературе 17-18 века

В демократической литературе 17 века (сатирические, бытовые повести) происходит открытие личности человека. В литературе этого периода происходят резкие изменения в изображении героя. Если в литературе предшествующих столетий не существовало вымышленных героев, все персонажи были историческими личностями, то в новой литературе появляется обычный человек, вымышленный герой. Он стал безымянным. Героями произведения становятся «богатый», «бедный», «девица», «некиц купец», «крестьянский сын» и т.д.

Герой литературы 18 века отличается от идеального героя 11-13 веков. Это обычный человек, он лишен возвышающих его качеств. Это человек, страдающий от голода, холода, несправедливости. Но в литературе 18 века продолжаются традиции исторической прозы. Писатели раскрывают образ человека как отражения эпохи. Выдающимся историческим произведением 18 века является повесть Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

Русские писатели на протяжении столетий обращались к истории, чтобы показать на ее примере величие человека, являющегося не только частью истории, но и ее творцом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot