Аллитерация — это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
История создания стихотворения
Лирика А. Фета создавалась в сложное для Росси время радикальных реформ, которое затронуло все сферы жизни и потому нашли яркое отражение в искусстве. Поэт был противником смены политического курса, и в своих произведениях избегал актуальных, злободневных тем, оставаясь поэтом, который воспевает абсолютную красоту, гармонию и вечные ценности, в то время как большая часть публицистов и поэтов критиковали крепостной строй, несли революционные идеи.
За это критики называли Фета создателем пустословных, безыдейных, бессмысленных зарисовок о природе и о любви. Поэт, не обращая внимания на эти обвинения, продолжал традицию Пушкина, следовал стилю поэзии нового классицизма и воспевал чувственность и красоту во всех проявлениях.
Печальные переживания любви, душевные муки, страдания он преподносит как самые великие блага, доступные человеку.
Творчество А. Фета занимает особое место в русской литературе. Поэт обладал уникальным даром тонкого лирика и был новатором своего времени в области стихосложения. Его своеобразная поэтическая манера, так называемый фетовский почерк, придавала стихотворениям неповторимую прелесть и очарование. Стихотворение «Старые письма» занимает особую нишу в творчестве поэта. Произведение было написано в 1859 году. В конце 1840-х годов А. Фет познакомился с Марией Лазич, которой посвятил свои лучшие произведения, в том числе и стихотворение «Старые письма». Между поэтом и М. Лазич завязались романтические отношения, но сложное материальное положение омрачало счастье молодых людей. Из-за бедности Фет не мог жениться на девушке. Финал этой любовной истории оказался трагическим. В 1850 году Мария Лазич скончалась от ожогов, полученных при пожаре. Фет до конца своей жизни винил себя в этой трагедии. В своих воспоминаниях он не называет настоящего имени девушки, предпочитая именовать ее Еленой Лариной.
Жанр, композиция, тема стихотворения
Жанр стихотворения «Старые письма» можно определить как элегию. В этом произведении в стихотворную форму облечены грустные чувства, мысли, размышления поэта. Стихотворение написано в форме внутреннего диалога и обращает читателя к неизвестному образу, скрытому за перифразом «свидетели немые».
Лирический герой, перечитывая старые письма, пытается в своей памяти воскресить воспоминания о возлюбленной. В первой строфе рассказывается предыстория отношений, возникших между лирическим героем и его возлюбленной. Чувства, которые когда-то владели лирическим героем, угасли, но память о них осталась в его сердце, в самом сокровенном уголке – не случайно он «забытые черты» называет «заветными». Письма, словно приоткрытый занавес, раскрывают переживания с той девушкой, что их писала.
Вторая и третья строфа посвящены развития действия. Лирический герой признается в том, что его роль в этой переписке, особенно ее финал, у него вызывают сожаление, раскаяние и стыд.
Четвертая строфа представляет собой кульминацию произведения. Здесь звучит открытое раскаяние лирического героя в своем «отступничестве», сожаление о том, что исправить случившееся невозможно. Удлинение четвертой строфы явственно показывает, что герой стремиться покаяться в своей душевной слепоте. Заключительная фраза передает его горькое разочарование, печаль и неверие в счастье. Письма, всколыхнувшие сильные чувства, остались лишь письмами – «светлыми, святыми, молодыми», но уже отжившими. Все, что было с ними связано, ушло, и вернуть это невозможно.
Стихотворение «Старые письма» написано шестистопным ямбом, в каждой строке одна безударная стопа. Поэт использует перекрестную рифму. Размер точно подходит к искреннему разговору. Автор при помощи длинной строки отображает самые тонки оттенки чувств, а стремительный ритм фазы избавляет от избыточной сентиментальности. В поэзии Фет не чувствовал себя одиноким, здесь, в его стихах рядом с ним была его любимая девушка.
Средства выразительности
Для точного создания образов и передачи эмоций А. Фет использует такие средства выразительности, как:
- Обращение. В качестве адресата послания выступают письма;
- Олицетворение. Поэт придает письмам человеческие черты;
- Метафоры: «свидетели немые», «узоры гонят кровь», «жгучая слеза»;
- Эпитеты: «поблекшие узоры», «душевных мук», «дерзко оттолкнул»;
- Антитеза: весна души и сумрачная зима.
Разнообразны и синтаксические средства:
- Однородные члены предложения («светлые, святые, молодые», «доверчивость, надежду и любовь»);
- Предложения, различные по интонации: вопросительные, восклицательные, повествовательные;
- Инверсия («не смоет этих строк, и жгучая слеза»).
Стихотворение «Старые письма» является настоящим шедевром интимной лирики А. Фета и одним из самых значительных произведений в его творчестве.
Художественные особенности поэзии А. Фета можно охарактеризовать следующими положениями:
- Размытость, абстрактность образов, отсутствие конкретизации;
- Отсутствие логики повествования. Фет впервые ввел в отечественную литературу «безглагольное» стихотворение;
- Романтичность, отрицание окружающей действительности. Герои стихотворений Фета будто живут в мире грез и снов;
- Отсутствие конкретных образов лирического героя и героини при тонком и глубоком описании их ощущений и чувств;
- Ритмическое и строфическое разнообразие. Поэт чередует длинные и короткие строки, использует различные ритмы и строфа. Это сделало его одним из самых «метрически разнообразных» русских поэтов.
А.А. Фет создал для себя нравственный идеал и стремился к нему всю жизнь. Этим идеалом была Мария Лазич. Интимная лирика поэта наполнена чувством упования, надежды и глубоким трагизмом. Любовь – это не только трепетные воспоминания, радость, любовь несет страдания и душевные муки.