Романтизм как литературное направление
В европейской и американской культуре конца 18 – первой половины 19 века сформировалось идейное и художественное направление под названием романтизм.
Романтизм – это направление в искусстве и литературе, которое характеризуется утверждением ценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных характеров и страстей, зачастую бунтарских, а также воспеванием целительной и одухотворенной природы.
Романтизм распространился на различные сферы деятельности. Примечательно, что в 18 веке романтическим называлось все странное и живописное, существующее не в действительности, а в книгах. А в начале 19 века романтизмом стали обозначать новое направление, которое было противоположным классицизму и Просвещению.
Формирование романтизма происходило в Германии. Предвестниками романтизма являются натиск и сентиментализм в литературе.
Если для Просвещения характерен культ разума и цивилизации, основанной на его началах, то в романтизме утверждается культ естественных качеств человека и культ природы. В эпоху романтизма формируются феномены пикника, туризма и альпинизма, которые призваны восстановить единство природы и человека. Образ «благородного дикаря», которому присуща «народная мудрость» и неиспорченность благами цивилизации, оказывается чрезвычайно востребованным.
Зарождение романтизма как литературного направления происходило еще в 18 веке, однако наивысшую степень популярности это направление достигло в 1830-х годах. Начиная с 1850-х годов в романтизме происходит спад, однако его черты наблюдаются еще на протяжении всего 19 века. романтизм дал основу направлениям символизма, декаданса и неоромантизма.
Главная особенность романтизма как направления в литературе состоит в основных конфликтах и идеях. Главной идеей практически каждого произведения является постоянное передвижение литературного героя в физическом пространстве. Этим фактом отражается смятение души героя, его постоянные, непрерывные размышления и одновременно изменения в окружающей действительности.
Как и для любого художественного направления, для романтизма присущи собственные конфликты. Вся концепция в этом направлении основана на сложных взаимоотношениях главного героя произведения с окружающим его миром. Главный герой является эгоцентричным, но в то же время он бунтует против пошлых, низменных, материальных составляющих действительности. Это проявляется и в поступках, и в мыслях и идеях литературного персонажа. Наиболее яркими примерами являются следующие персонажи романтизма – Чайльд-Гарольд, являющийся главным героем произведения Байрона «Паломничества Чайльд-Гарольда» и Печорин – главный герой произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Таким образом, основой любого произведения направления романтизма является разрыв между действительностью и идеализированным миром, и этот разрыв имеет достаточно острые грани.
Этапы развития романтизма
Можно выделить три этапа развития романтизма как направления мировой культуры:
- ранний романтизм (конец 18 – начало 19 века)
- развитый романтизм (20-40-е годы 19 века)
- поздний романтизм (после европейских революций 1848 г.).
Однако данная периодизация не совсем точно подходит для определения этапов романтизма применительно к различным национальным проявлениям.
Так, в Германии уже на начальном этапе развития романтизма проявляется зрелость мысли и сформировывается достаточно полная система романтических жанров, которые охватывают поэзию, прозу и драматургию.
Второй этап связан с творчеством гейдельбергских романтиков. Второй этап наступает достаточно быстро в связи с пробуждением национального самосознания в период оккупации Германии Наполеоном. В этот период появляются сказки братьев Гримм, сборник Арнима и Брентано под названием «Волшебный рог мальчика». Эти произведения являются ярким примером обращения писателей романтизма к фольклору своего родного края.
В 20-е годы 19 века романтизм в Германии утрачивает свои позиции.
Бурное развитие романтизма происходит и в Англии, где он был подготовлен достижениями предромантизма. Особенно процветает романтизм в английской поэзии. А создание Вальтером Скоттом жанра исторического романа имело огромное значение для всей мировой литературы. Творчество Скотта является свидетельством о существовании в английской литературе особой близости между романтизмом и реализмом. Эта специфическая черта характерна для творчества английских реалистов, особенно Диккенса, в чьих реалистических романах сохранились значительные элементы, присущие романтической поэтике.
У истоков французского романтизма стояли Шатобриан, Жермена де Сталь, Констан, Сенанкур. Здесь достаточно полная система жанров романтизма сложилась только лишь к началу 1830-х годов, то есть к тому времени, когда романтизм в Германии и Англии себя уже практически исчерпал. Для французских романтиков особое значение имела борьба за новую драму. Это связано с тем, что наиболее прочные позиции в театре принадлежали классицистам. Выдающимся реформатором драматического жанра стал Гюго, который начиная с 20-х годов 19 века возглавил еще и реформы прозы и поэзии. Большой вклад в развитие романтического направления во французской литературе внесли Жорж Санд, Дюма, Ламартин, Виньи, Сент-Бев.
Активное изучение творчества романтиков Испании, США, Венгрии, Дании, Австрии, Италии и других стран, а также изучение литературной истории русского романтизма привело исследователей к выводу о том, что развитие данного направления было неоднородным, а также о существующих различиях национального проявления романтизма, о влиянии степени развития литературы в различных странах. Это привело к возможности расширения хронологических рамок романтизма, а также была выдвинута идея национальных типов романтизма.
Классификация течений романтизма также является неоднозначной. Можно выделить историко-живописное и лирико-философское течения в романтизме французской литературы, фольклорное течение в немецком романтизме и.д., однако точная типология течений пока еще не разработана.