Рефрен в поэзии – это строка или несколько строк, вставленные между строфами.
Жанровые особенности поэмы «Сказание о Старом Мореходе»
Романтическая поэма С. Кольриджа «Сказание о Старом Мореходе» - произведение аллегорического плана, в котором событийный ряд отличается символической системой и моральным поучением. Поэма стилизована под средневековую балладу, но не является собственно балладой. По мнению исследователей, «Сказание о Старом Мореходе» - это скорее эпическая поэма. К этой точке зрения склонялся и сам автор произведения, включивший его сначала в сборник «Лирических баллад».
Эпическая установка обусловлена стремлением к созданию универсального произведения, которое бы охватывало всю целостность культурного сознания той эпохи. В этом смысле ориентиром оказывается Данте.
От баллады в произведении Кольриджа сохраняются:
- Строфика и метр, которые не всегда строго выдержаны;
- «Страшный», мистический характер события;
- Недистанцированность повествователя от события;
- Вопросительные предложения;
- Скачкообразное развитие действия;
- Введение диалога;
- Драматургическое изображение эмоций.
Сам рассказ Морехода является балладой, но он включен в более широкий контекст, который организован по принципу эпической поэмы.
Сюжет поэмы строится вокруг истории «преступление – наказание – искупление». Такая сюжетная схема совпадает с суждением Гегеля о развитии эпического сюжета и трихотомией Шеллинга. Конфликт в романтической поэме осмысляется как распад целостного единства человека и мира, отколотость человеческого сознания от мирового целого, которая угрожает и целостности сознания, а разрешение конфликта – это возврат человека к самому и к миру.
Символика в поэме «Сказание о Старом Мореходе»
Характеризуя романтическое искусство, принято рассуждать о двоемирии (или даже троемирии, если выделять субъективный мир романтического героя), присущем ему. Мир должного, идеального в романтическом искусстве противопоставляется существующему, неприемлемому. Но констатация раскола – не окончательная позиция романтиков, и она сопровождается стремлением к синтезу противоположных начал, к преодолению разлада. Одновременно существуют два мира – мир реальный и мир трансцендентальный. Поэт же видит в обычном – абсолютное, а в частном – идею целого. По мнению Кольриджа, идеальным поэтом можно считать того, кто создает атмосферу гармонии, в которой соединяются «дух и разум». В сборнике «Лирические баллады» Кольридж и ставит задачу сведения воедино этих миров.
В понимании романтиков, гармония – это нечто, установившееся раз и навсегда, но при этом вечно становящееся.
Устойчивость гармонии обеспечена сбалансированностью двух противоположных начал, но антиномичность этих начал не снимается синтезом. А невозможность окончательного становления гармонии обусловливает незавершенность поэмы «Сказание о Старом Мореходе».
Мореход отправляется в плавание, уходит из «отчего дома» и возвращается к нему же. Символами отчего дома являются церковь, маяк, дом. А «море» противопоставляется дому. Это мир странных происшествий, которые вырывают человека из реального пространственно-временного континуума. Достоверность этому фантастическому миру придают точные ориентиры (счет дней, движение солнца), описание страданий героев, штиля, шторма. Но оказывается, что конкретность – иллюзорна: корабль то несется с бешеной скоростью, то замирает посреди застывшего моря; то он меняет направление, подчиняясь каким-то высшим силам и возвращается в таком состоянии, словно плавание длилось годы. Неопределенно время странствий Морехода после гибели корабля – очевидно, оно бесконечно. Мореход неподвластен воздействию времени – возраст героя вначале поэмы неизвестен, он всегда стар. Сначала корабль движется к югу, затем к северу, к экватору. Экватор здесь является символом спасительной линии. Южный полюс – это царство тьмы и льда, это лишение жизни, которое насылает напасти. Шторм вызывается духом Южного полюса, и этот же дух требует мести за убийство хранившего корабль от гибели Альбатроса.
В поэтике С. Кольриджа образные оппозиции являются морально амбивалентными. Альбатрос – птица, несущая добрые предзнаменования. Она появляется к ночи, чтобы беречь моряков от Духа снега и мглы. Но матросы воспринимают Альбатроса с полярно противоположных позиций: то как «дурную птицу мглы», то как добрую «владычицу ветров». Противопоставленность этих символов не является абсолютной, а их этическая наполненность выявляется в ходе сюжетного развития.
Главная оппозиция произведения – противопоставление движения и покоя – вбирает в себя все символические характеристики. Здесь понятие покоя ассоциируется со смертью: штиль следует за убийством Альбатроса. А понятие движения связано с жизнью: ветер возвращает Морехода и корабль к жизни. вместе с этим, шторм – сплошное движение – грозит смертью. Человек не может вынести неистового движения влекомого добрыми духами корабля. Мореход теряет сознание и приходит в себя только тогда, когда замедляется движение.
Порожденные «Великим Спокойствием» морские твари у Морехода вызывают презрение, но после страданий и одиночества они же пробуждают в нем любовь и ведут его к спасению. Поэт подчеркивает, что крайности одинаково неприемлемы, и каждая из них, будь то неудержимое движение или крайний хаос, конечны, сами в себе завершены и поэтому гибельны.
Звезды и месяц в поэме Кольриджа являются символами гармонии: они пребывают в покое, но вечно движутся.
Утрата гармонии в поэме сопровождается исчезновением каких-либо стихий, возможностей, способностей, то их восстановление сопровождает ее обретение. И эти процессы протекают поэтапно, повторяя замыкание фабульного кольца произведения. Корабль Смерти – плохое предзнаменование, а Альбатрос – добрый знак, ветер затихает, матросы падают замертво – воздух «оживает», в мертвые тела вселяются «небесные духи», жажда, сушь, неспособность молиться – дождь и молитва – каждый член оппозиции обретает противочлен. И с этой точки зрения становится понятной связь Альбатроса и Духа Южного полюса. Убийство птицы нарушает равновесие между добром и злом. Дух словно раздваивается, пытаясь в себе совместить два начала: он думает о мести, но гонит корабль к экватору. После того, как судно достигает экватора, дух удаляется на полюс, а его демоны разъясняют смысл его поступка и назначенное наказание. Постепенно противоборство затихает. Мореход познает любовь, гармония восстанавливается, и герой может вернуться домой. Так, противоположные силы оказываются стянутыми любовью, которая омывает весь мир.