Проблематика произведения – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в его произведении.
Понятие проблематики произведения
Термин «проблема» в литературоведении имеет значение, сходное с тем, в котором он применяется в различных научных областях – проблемой называется практический или теоретический вопрос, требующий исследования, разрешения.
В литературоведческих работах встречается следующее определение проблематики.
Проблематика – это осмысление писателем социальных характеров, заключающееся в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, которые он считает особенно существенными, исходя из своего идейного миросозерцания.
Другими словами, под проблематикой литературного произведения понимается область понимания, осмысления писателем отраженной реальности. Это сфера, где проявляется авторская концепция человека и мира, запечатлеваются переживания и размышления писателя, где тема исследуется под определенным углом зрения. Читателю на уровне проблематики предлагается диалог, обсуждается та или иная система ценностей, поднимаются вопросы, приводятся художественные аргументы за либо против какой-либо жизненной мироориентации.
Можно сказать, что проблематика является центральной частью художественного созерцания, так как именно в ней, как правило, заключается то, ради чего читатель обращается к произведению, а именно неповторимый авторский мир. проблематика произведения требует от читателя повышенной активности. Если читатель воспринимает тему как данность, то относительно проблематики у него могут и должны возникать свои собственные соображения, размышления, переживания, согласие или несогласие, которые направляются размышлениями и переживаниями автора, но не являются целиком тождественными им. Согласно идее М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между писателем и читателем, эта идея в наибольшей степени относится к проблематике произведений.
Проблематика, в отличие от тематики, является субъективной стороной художественного содержания, в связи с чем в ней максимально проявляется самобытный авторский взгляд на мир, авторская индивидуальность, нравственное отношение к предмету. Часто произведения нескольких авторов написаны на одну и ту же тему ввиду ограниченности тем, однако нет двух писателей, чьи произведения полностью совпали бы по проблематике.
Своеобразие проблематики является визитной карточкой автора. Например, практически нет поэта, который бы не коснулся темы поэзии. Однако проблемы, связанные с этой темой, у разных поэтов различаются. Так, А. С. Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», Лермонтов подчеркивал гордое одиночество поэта. Некрасов поднимал вопрос об общественной полезности поэтической деятельности, о гражданственности поэтического творчества. Блок считал поэзию выразительницей и истолковательницей мистических тайн бытия. Для Маяковского поэзия была своего рода «производством», он первым из поэтов ставил вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Таким образом, при единстве темы у каждого из авторов проблематика субъективна и индивидуальна.
Типы проблематики
Литературоведы достаточно давно стали разрабатывать вопросы художественной проблематики. Но системной научной разработке данная проблема подверглась только в 20 веке. Одной из первых попыток дифференцировать типы художественной проблематики была попытка М. М. Бахтина, выделившего романную и нероманную концепцию действительности. В типологии Бахтина они прежде всего различались по тому, как автор подходит к пониманию человека и его изображению. В книге «Проблемы исторического развития литературы» Г. Н. Поспелов выделил четыре типа проблематики:
- Национально-историческую
- Мифологическую
- Романную
- Этологическую (нравоописательную).
Однако эта типология имели существенные недостатки, такие как неточность терминологии, неправомерное и произвольное связывание типов проблематики и литературных жанров, излишняя социализация, но при анализе произведении она может служить исходной точкой.
Современный исследователь А. Б. Есин уточнил и дополнил классификацию Поспелова. В результате были выделены следующие типы проблематики:
- Социокультурная
- Мифологическая
- Национальная
- Романная (здесь выделяются подтипы идейно-нравственная и авантюрная)
- Философская.
Выделенные типы проблематики не исчерпывают всего многообразия вопросов, которые ставятся авторами произведений перед читателями. Это отлично понимают и сами литературоведы. В классическом учебнике «Введение в литературоведение» под редакцией Г. Н. Поспелова предлагается уже другой перечень и указывается, что проблематика может отражать разные сферы общественной жизни. Проблематика может быть:
- Философской
- Нравственной
- Идейно-политической
- Социальной
- Социально-политической.
Это зависит от того, на каких противоречиях и на каких сторонах характеров акцентирует внимание автор.
Следует заметить, что проблематика многих произведений зачастую выступает в типологически чистом виде. Это означает, что другие типы проблематики в содержании таких произведений не играют существенной роли. Однако встречаются и такие произведения, где сочетается два, реже больше проблемных типа. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сочетается социокультурная и идейно-нравственная проблематика. Сочетание идейно-нравственной и национальной проблематики характерно для поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина. В романах «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова сочетаются три или четыре типа проблематики.
Наличие в содержании произведения разных типов проблематики является одним из моментов художественного своеобразия данного произведения. В общем художественном строении данные аспекты занимают подчиненное положение.