Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Герой-идеолог в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Герой-идеолог – это тип героя русской классической литературы, у которого «идея» становится смыслом жизни и претворяется в дело. М. Бахтин подчеркивает связь данного типа с романтизмом и реализмом.

Ф. М. Достоевский – писатель-философ

В историю мировой литературы Ф. М. Достоевский вошел как писатель-философ. В каждом произведении Достоевского читатель погружается мир так называемых «последних вопросов», сталкивается с попытками разрешить коренные загадки бытия, с идейно-нравственными поисками. Философская проблематика в силу особенностей мировоззрения всегда оказывалась в центре внимания Достоевского и составляла содержательный стрежень произведений.

Но писателя интересовала не просто абстрактная философская истина. Его интересовала идейно-нравственная правда, пережитая и лично выстраданная человеком. Правда, которую человек обрел в результате тяжелого пути проб и ошибок, сомнений, заблуждений и прозрений. Постижение универсальной истины в ходе личностных идейно-нравственных поисков является главной проблематикой романов Достоевского.

Статья: Герой-идеолог в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Благодаря личностному характеру философской проблематики на первый план закономерно вышел вопрос об ответственности человека за все происходящее в мире. Центральная проблема – проблема добра и зла – в романах Достоевского решается не отвлеченно, а применительно к конкретному человеку. Герои романов Достоевского болезненно и остро воспринимают чужое страдание и горе, постоянно чувствуют, что боль других людей имеет и к ним непосредственное отношение. Например, Раскольников чувствует личную ответственность не только за судьбы своих родных, но и за страдания Мармеладовых, за девочку, которую он совсем не знает, за сотни жизней, попадающих «в процент». Герой чувствует причастность ко всем людям, он ощущает потребность найти корень зла, уничтожить его.

Раскрытие этой проблематики привело к появлению психологизма в романах Достоевского. Своеобразие психологического стиля писателя определяется и особым характером героев, изображенных в его произведениях. У Достоевского, как и у Толстого, герои разрешают проблемы, волнующие самого автора. Героям свойственны:

«Герой-идеолог в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Философичность мышления;
  • Неординарность внутреннего мира;
  • Обостренная эмоциональная чуткость.

Эти черты необходимы для того, чтобы поставить и разрешить на высоком уровне философскую проблематику романа.

Замечание 1

Однако если герои Толстого погружены в бытовую жизнь, герои Достоевского целенаправленны и последовательны в стремлении разрешить «проклятые вопросы», мучающие их.

Они пренебрегают практически-житейской стороной. Например, Раскольников не особо заботился условиями своей жизни, его мысль была полностью сконцентрирована на философской проблеме, без разрешения которой невозможно жить.

«Идея» и герой-идеолог в романах Достоевского

Герои Достоевского поглощены идеей. Для таких персонажей в научной литературе сложилось понятие «герой-идеолог». Это значит, что определенная концепция мира, «идея» составляет сущность характера героя, и вне его ее невозможно представить. В романах Достоевского человек определяется тем, как понимает он мир и как понимает себя в мире. Раскрытию идеи героя, показу ее динамики подчинена вся система изобразительных средств произведения.

Идея героя – это не только логическая «казуистика», рациональное построение.

Замечание 2

Идея – это сердцевина личности, которая переживается эмоционально и захватывает целиком душевный мир человека.

Это обусловливает остроту и напряженность душевной жизни персонажей Ф. М. Достоевского, их идейно-нравственных поисков и полную сосредоточенность на идее.

Но при этом идея героя не является непреложной истиной, она всегда – гипотеза, проблема. Идея требует проверки, которая осуществляется рациональными осмыслением со всех сторон, эмоциональными переживаниями, личной практикой и судьбой героя. Как правило, эта идея внутренне противоречива. Эмоциональное отношение героя к идее тоже неоднозначно – он то верит ей, то отвергает, сомневается, затем снова возвращается к идее с удвоенным энтузиазмом.

Раскольников – герой-идеолог

С первых страница романа «Преступление и наказание» читатель оказывается в противоречивой психологической динамике. Главный герой произведения, Родион Раскольников, отправляется «делать пробу», но в то же время задается вопросами, способен ли он на это, и зачем это нужно. Несмотря на все монологи о своем бессилии, нерешимости, он как-то привык считать свою мечту предприятием, хоть и не верил сам себе. Идея преступления уже захватила героя и она определяет все дальнейшие его действия.

На протяжении всего произведения Родион переживает колебания, сомнения, ведет внутреннюю борьбу. Но все противоречия каким-то странным образом сходятся.

Подобное развитие «идеи» - через сомнения, воодушевления, смену душевных состояний, отчаяние создает напряженность и интенсивность внутренней жизни Раскольникова.

Герои Достоевского в разрешении нравственных вопросов всегда идут до конца. Внутренняя жизнь персонажей приобретает остроту и напряженность.

Раскольников осознает, что он «болен идеей». И внутренний мир героя оттого предельно напряжен и чуток, настолько сложен, что сам автор временами не может дать исчерпывающее объяснение этой сложности.

Важнейшей формой психологического изображения в романах Достоевского являются видения и сны. При этом у героев не бывает легких ил нейтральных снов. Психологические страдания героев во сне не только продолжаются, но и усиливаются, так как весь ужас, который они носят в душе, свободнее проявляется в бессознательном состоянии.

Сны в романах Достоевского выполняют существенную функцию – они доводят «идею» героя до логического конца, и делают это в такой яркой форме, что заставляют ужаснуться того, как выглядит «идея» в законченном виде. Раскольников после сна о забитой лошади ужасается своей идеи. В эпилоге бредовые сны Родиона являются квинтэссенцией «идеи», ее логическим результатом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot