Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Определение 1

Конфликт — это столкновение противоположных взглядов персонажей в сюжетных художественных произведениях.

Идейно-тематическое содержание пьесы «Горе от ума»

Замечание 1

И. А. Гончаров отмечал, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» - это и галерея живых типов, и картина нравов, и вечно острая сатира.

Грибоедов в своем произведении поставил важнейшие вопросы своего времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение «века минувшего» и «века нынешнего», столкновение прогрессивного меньшинства дворянского общества и консервативной части, которая составляет большинство. Прогрессивное меньшинство в комедии представлено образом Чацкого, а большинство – фамусовским обществом, куда входит Фамусов, его домашнее окружение и гости, приходящие в его дом.

Противоположность взглядов фамусовской Москвы и Чацкого проявляется в суждениях по ключевым вопросам, касающихся жизни общества:

  • Отношение к службе, чинам, богатству, крепостному праву, образованию, просвещению, народу, национальной культуре;
  • Преклонение перед всем иностранным;
  • Свобода выбора жизненного пути.

Эти вопросы определяют актуальность проблематики произведения.

В комедии Грибоедова общественно-политические вопросы осмысляются в связи с проблемой личных взаимоотношений человека, придерживающегося новых взглядов, в условиях консервативной среды. В пьесе общественная интрига сочетается с развитием любовного конфликта между Софьей и Чацким. Особую глубину поднятым писателем вопросам придает философская проблема ума и безумия, ума и глупости, стремления к идеалу и неизбежности столкновения с реальной действительностью. это создает островременное и вневременное звучание комедии «Горе от ума».

Проблематика комедии «Горе от ума»

Проблематика произведения Грибоедова довольно обширна. Писатель в своей комедии поднимает множество злободневных проблем своего времени. Этим Грибоедов вызвал недовольство цензуры.

«Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными проблемами и темами произведения А.С. Грибоедова являются:

  • Воспитание и образование дворян;
  • Крепостное право, жестокость помещиков;
  • Враждебное отношение к «новым людям»;
  • Погоня за наградами и чинами;
  • Противостояние «старого» и «нового» мира;
  • Бюрократия;
  • Аракчеевщина и скалозубовщина;
  • Либерализм;
  • Декабризм;
  • Французомания и любовь ко всему иностранному.

Кроме этих тем, Грибоедов затрагивает общечеловеческие темы: любовь, брак, семья и т.д.

Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова

Грибоедов в письме Катенину писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». И в этом заявлении писателя обозначена основная проблема произведения – проблема ума и глупости. Эта же проблема вынесена в название, на которое следует обратить особое внимание. Проблема ума и глупости гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Произведение Грибоедова было передовым для своего времени.

Замечание 2

Комедия «Горе от ума», как и все классицистические комедии, носила обличительный характер.

Однако проблемы произведения Грибоедова представлены в более широком диапазоне. Это оказалось возможным благодаря использованию писателем художественных методов реализма, классицизма и романтизма.

Как известно, Грибоедов первоначально назвал произведение «Горе уму», однако вскоре замели заглавие. Это связано с тем, что в первом названии содержалась нравоучительная нота, подчеркивающая, что всякий умный человек в дворянском обществе 19 столетия будет терпеть гонения. И это не соответствовало художественному замыслу автора. Драматург хотел показать, что прогрессивные идеи и незаурядный ум конкретного человека могут быть несвоевременными и нанести своему обладателю существенный вред. И второе название пьесы в полной мере смогло реализовать эту задачу.

Как уже было отмечено, основной конфликт произведения – противостояние старого и нового, века минувшего и века нового. В спорах Чацкого с представителями консервативного дворянства вырисовывается система взглядов, идейная позиция каждой стороны на ряд актуальных проблем. Выясняется, что Фамусов, как яркий представитель «века минувшего», придерживается мнения, что в человеке наиболее ценно его положение в обществе и материальное положение. Его в людях больше всего восхищает умение «подслужиться». Фамусов и ему подобные сделали очень много дял формирования хорошей репутации в дворянском обществе. Поэтому его волнует лишь то, что о нем будут говорить в свете.

Таким является и Молчалин, хотя и относится к молодому поколению. Молчалин слепо следует идеалам помещиков-крепостников. Для него непозволительная роскошь иметь собственное мнение и его отстаивать, ведь так можно потерять уважение в обществе. Молчалин – достойный учении Фамусова. С Софьей он ведет любовную игру исключительно ради того, чтобы выслужиться перед ее влиятельным отцом.

Все герои пьесы, кроме Чацкого, имеют одни и те же пороки. Они зависимы от чужого мнения, питают страсть к деньгам и чинам. Чацкому чужды эти идеалы. Он предпочитает служить не лицам, а делу.

Когда Чацкий появляется в доме Фамусовых и начинает обличать устои дворянского общества, общество объявляет его сумасшедшим и этим обезоруживает. Идеи Чацкого прогрессивны он указывает аристократам на то, что перемена взглядов просто необходима. Но консервативные аристократы в словах Чацкого видят угрозу своим привычкам и комфортному существованию. Названный безумным Чацкий перестает быть опасным. Тем более, что он один, и поэтому его легко просто изгнать из общества, для которого он не угоден. То есть Чацкий, оказавшись не в том месте и не в то время, бросает семена разума в ту почву, которая не готова их взрастить. Ум Чацкого, его нравственные принципы, идеи оборачиваются против него самого.

Однако нельзя сказать, что все герои пьесы, за исключением Чацкого, глупы. В проблематике произведения скорее на передний план выходит сравнение разных типов ума. Наблюдая за интригами Молчалина, вчитываясь в монологи Фамусова нельзя сказать, что он глупы. Однако их ум отличается от ума Чацкого. Ум представителей фамусовского общества можно охарактеризовать как житейский, практичный ум. Получается, что общество не так глупо, как кажется, просто время Чацкого, выразителя новых идей и взглядов, еще не настало.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot