Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пocтpoeниe дpaмaтичecкoгo cюжeтa

Что такое «сюжет»

Замечание 1

В литературе под «сюжетом» понимают последовательность сцен и актов (событий), которые имеют место быть в художественном произведении. Эти события выстроены по определённым правилам. Сюжет представляет собой основу произведения.

Зачастую в состав сюжета входят следующие части:

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие действия
  • кульминация
  • развязка и постпозиция,
  • пролог и эпилог (не всегда)

Драматический сюжет в свою очередь имеет следующие составные части:

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие интриги
  • система речей
  • система выходов
  • развязка

Экспозиция

Экспозиция в драматическом сюжете просветлена в виде разговоров. Поэтому в начале драмы используются положения, которые оправдывают применение подобных разговоров. В примитивной драме эту функцию выполнял пролог. В этом случае пролог использовался в своём устаревшем значении, то есть некий актер перед спектаклем объяснял исходную ситуацию. Позже пролог стал неотъемлемой частью драмы и его зачитывал один из персонажей спектакля. Фабульная композиция в драме может быть: простая, сложная, прямая, косвенная.

В экспозиции драматического произведения следует различать:

  • экспозицию обстановки, то есть информация o бытовом окружении и o дополнительных обстоятельствах, которые определяют действие;
  • экспозицию характеров – это информация о типичных чертах героев и внешняя эмоциональная оценка, которая настраивает отношение зрителя к героям;
  • экспозицию отношений между действующими лицами.

Для того что бы экспозиция стала наиболее понятной, прибегают к использованию афиши, в которой содержится информация о родственных и бытовых связях главных персонажей. Так же в афише содержится информация о месте и времени действия.

Имена, которые являются традиционными для драматического произведения, дают маску, характеризующую героев, дальнейшая экспозиция в речах уточняет информацию из афиши.

Бывает и так, что экспозиции автор посвящает целый акт. Экспозиция имеет прямые приемы, они включают в себя:

  • рассказ
  • признание
  • aвтoxapaктepиcтику

К косвенным приемам относятся:

  • намеки
  • попутные сообщения

Завязка

Завязка стоит отельной от экспозиции. Завязка представляет собой введение динамического мотива, который определяет фабульное развитие. Завязка обычно определяет весь ход событий драматического произведения. Самым типичным приором драматической завязки является любовь героев, которая встречает преграды на своём пути. Завязка имеет прямую связь с развязкой. Место завязки может быть, как непосредственно в экспозиции, так и в середине пьесы. В некоторых произведениях несколько первых актов содержат побочные эпизоды, которые представляют собой косвенную экспозицию, и лишь в середине пьесы мы можем наблюдать первый динамический мотив фабулы.

«Пocтpoeниe дpaмaтичecкoгo cюжeтa» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие интриги

Драматическое произведение представляет собой изображение преодоления некоторого препятствия. Большую роль в подобном произведении играют мотивы незнания. Разрешение этого незнания, или узнавание, даёт возможность задержать введение мотива и сообщить его c запозданием пo ходу фабульного времени. Обычно эта система незнаний является ложной. Зритель может не знать того, что известно персонажу, и наоборот может знать то, что еще не знает сам персонаж. Например, роли Хлестакова в «Ревизоре», любовь Софьи и Moлчaлинa в «Горе от ума». Когда персонажи пытаются распутать загадки произведения, они часто прибегают к подслушиванию, перехватыванию и чтению чужих писем.

Система речей

Классическое драматическое произведение весьма наглядно демонстрирует приемы мотивировки разговоров. Для того чтобы показать мотивы, которые имели место быть вне сцены чаще всего авторы прибегали к использованию вестников или гонцов. В признаниях прибегали к монологам или речам в сторону (предполагалось, что остальные персонажи не слышат эти слова). Монологи так же часто сменялись диалогами с наперстниками или наперстницами – персонажами, которые не имели отношения к сюжету произведения, их главной ролью было оправдание длительных речей персонажей о своих намерениях, чувствах, наперстник выслушивает своего героя и указывает направление его монологу. Когда появлялась необходимость ввести внелитературный материал, автор прибегал к использованию резонера - рупора авторских сентенций. Несмотря на то, что в XIX в. классическая система персонажей была сломлена, роль вестников, наперсников и резонеров не исчезла, ее стали исполнять эпизодические персонажи. Практически в каждом драматическом произведении можно найти персонажей, которые выполняют функцию рупоров, наперсников, резонеров.

Система выходов

В драматическом произведении немаловажную роль играет мотив выходов и уходов героев произведения. В старой традиции существовал принцип единства места, поэтому персонажи просто выходили на сцену, произносили свою речь и так же немотивированно уходили, в этом случае использовалось отвлеченное место. Постепенно отвлеченное место стали заменять на место сборища людей, например, гостиницу, ресторан, площадь. В XIX веке декорациями драматического произведения была одна из комнат, например, комната главного героя, остальные события происходили в местах легко мотивируемых на собрание персонажей, например, бал, именины и так далее.

Развязка

Развязка обычно в драме имеет традиционной вид, это или гибель героев, или катастрофа, возможно свадьба. В драме развязка отходит на второй план так как в этом жанре главным является не итог произведения, который чаще всего легко предсказуем, интерес в данном случае представляет то как герои справляются с клубком препятствий на своем пути. Особое внимание в драме принадлежит моменту перед развязкой, самому напряженному моменту, в котором возможны несколько вариантов развития событий. Драматизм произведений зависит от его остроты и художественности построения. В конце произведения обычно имеет место быть речь, которая резюмирует всё моральное значение пьесы.

Дата последнего обновления статьи: 10.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot