Интеллектуальная драма – это распространенная форма драматургии 20 века, в которой главный конфликт основывается на социальной или философской дискуссии, а разрешение конфликта состоит в победе одной из точек зрения на социальную или философскую тему, рассматриваемую в произведении.
История создания, жанр, направление
Пьеса «Пигмалион» была написана Б. Шоу в 1912 году всего за 4 месяца, но идея произведения вынашивалась автором с 1897 года.
Шоу в предисловии указывает, что прототипом профессора Хиггинса был известный английский филолог Г. Суит.
Впервые пьеса была опубликована в 1913 году. Текст предназначался для сценической премьеры, состоявшейся в венском Бургтеатре. Затем пьеса ставилась в Лондоне и Нью-Йорке. Все спектакли проходили с аншлагом. После театрального триумфа пьеса была напечатала в двух журналах.
Подзаголовок пьесы «Роман в пяти актах» подчеркивает близость произведения по художественным задачам и стилистике к английской реалистической прозе начала 20 века. «Пигмалион» - это яркий образец жанра «драма идей», созданного самим Б. Шоу. Некоторые исследователи определяют этот жанр как «парадоксальную» или «интеллектуальную» драму.
В интеллектуальной драме драматический конфликт основан на социальной или философской дискуссии. «Пигмалион» - ярчайший пример парадоксализма и интеллектуализма Б. Шоу. Некоторые исследователи даже выражают мнение, что это произведение является самопародированием. В пьесе достаточно самоиронии.
Интеллектуальный характер драматургии Б. Шоу проявляется в конфликте идей. В «Пигмалионе» это филологический конфликт, филологический парадокс. В этой пьесе парадоксальной является идея, к которой якобы приходят все участники в финале комедии – идея обеспечения социального равенства путем овладения всеми слоями общества литературным словоупотреблением и правильным произношением.
Истоки пьеса Шоу берет в античном мифе о Пигмалионе.
Идея, тема, проблематика произведения
Идея «Пигмалиона» заключается в том, что даже необразованный и бедный человек, если будет трудиться, сможет стать культурным и образованным. В своей пьесе Шоу соединяет две темы, которые его волнуют: проблему социального неравенства и проблему классического английского языка.
Особое внимание писатель уделяет проблеме социального неравенства. В финале пьесы уже образованная Элиза остается ни с чем, как и была, но только с трагическим осознанием своего сложного материального положения и несправедливости по отношению к людям из низких сословий. Девушка в итоге возвращается к Хиггинсу, но там уже ее принимают как равную, ценят, относятся к ней как к полноценной личности.
«Пигмалион» имеет поучительно-воспитательное значение. Правильное воспитание и образование играет не последнюю роль в жизни личности. Сам писатель определяет цель своего произведения так: ««Пигмалион» - это насмешка над поклонниками «голубой крови».
Шоу, будучи убежденным социалистом, выступал за освобождение общества от несправедливости и лжи, за содействие духовному и жизненному благополучию всех групп общества.
Главной идеей этого произведения является то, что высшие сословия от низших отличаются только манерами, одеждой, образованием и произношением, и эти пропасти могут быть преодолены. Драматург убежден, что для утверждения справедливости необходимо победить невежество и нищету.
Избавление Элизы от этих проблем укрепляет ее лучшие качества – душевную чуткость, порядочность, энергию, чувство собственного достоинства. На слабые характеры нищета действуют разрушающе. Хиггинс, который в ходе эксперимента помогал духовному освобождению Элизы, делал это ненамеренно. Его душевная черствость является олицетворением бездушия английского общества, и в этом заключается трагизм финальной ситуации «Пигмалиона».
Характеристика образов
Пьеса «Пигмалион» отличается яркой галереей образов. Главными героями являются два умных джентльмена и «глупая» девушка.
Герои пьесы:
- Элиза Дуллитл, цветочника из низшего сословия;
- мистер Дуллитл, отец Элизы, мусорщик;
- Генри Хиггинс, ученый;
- полковник Пикеринг;
- миссис Хилл и ее дети.
Генри Хиггинс – ученый, талантливый профессор фонетики, увлеченный наукой. Для Хиггинса все просто, если речь заходит о фонетике. Но чувства других людей он не в состоянии понять. Автор описывает его как крепкого здорового мужчину лет сорока. Преобладание черного цвета в одежде придает внешности профессора строгости. Но по сути, Хиггинс больше напоминает взбалмошного ребенка, не стесняющегося правдиво выражать эмоции. В образе Хиггинса соединяются элегантность и грубость. Он умен и образован, но совершенно не желает соблюдать условности общества. Он не проявляет уважения к Элизе не потому, что она цветочника, а потому, что все люди для него ценны, как наука. И даже с герцогиней Хиггинс обращается, как с цветочницей.
Свое состояние Хиггинс заработал, обучая богачей правильному произношению. Однако в отношениях с людьми он испытывает проблемы. Его не интересуют чувства других, он не воспринимает их всерьез.
Элиза Дуллитл – молодая цветочница. Это неординарная личность. Она унаследовала характер своего отца. Элиза не умеет правильно произносить слова, а потому не может устроиться на лучшую работу.
Образ героини гармоничен. Сначала это бедная, неухоженная девушка, вынужденная торговать цветами, чтобы заработать на жизнь. Элиза не доверяет людям и пугается Хиггинса, записывающего зачем-то ее слова. Хиггинса же поразила простота и народность речи девушки. И несоответствие ее внешности и манеры речи заставили профессора задуматься о воспитании Элизы.
Девушка быстро усваивает материал. Благодаря природным качествам и целеустремленности, а также стараниям талантливого педагога, Элиза изменилась не только внешне, но и внутренне.
Пикеринг – старый полковник, хорошо разбирающийся в индийских диалектах. В отличие от Хиггинса, полковник учтив и мил. Он с уважением относится к Элизе, и обращается с ней не хуже, чем с герцогиней. Именно Пикеринг вселил в Элизу веру в себя.