Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эволюция отношения С. Есенина к революции и воплощение его социально-философской позиции в стихах

Определение 1

Эпатаж – это умышленно провокационная выходка, шокирующее поведение, противоречащее нравственным, правовым, социальным нормам, демонстрируемое с целью привлечения внимания. Эпатаж был характерной чертой имажинизма.

Есенин и Февральская революция

До конца февраля 1917 года в высказываниях С. Есенина не обнаруживается каких-либо признаков революционных настроений. Поэт принимает активное участие в дворцовых праздничных мероприятиях. При этом ни в устных беседах, ни в письмах Есенин не высказывает протеста или неудовольствия в связи со своей ролью «поэта-самородка», обласканного Дворцом. Когда началась Февральская революция, Есенин уехал в Константиново. Там поэт переждал две недели и вернулся в Петербург. По возвращении Есенин, бывший «царскосельский певец», сразу встал в ряды активных сторонников революции Рюрик Ивнев, вспоминая о тогдашних событиях, писал, что Есенина за две недели «будто подменили».

С марта 1917 года Есенин настойчиво добивается, чтобы его воспринимали в бунтарском свете. И это чувствуется и в его стихах («Отчарь»). Есенин отличался умением молниеносно реагировать на изменения политического климата. Ему потребовалось всего несколько дней, чтобы освоить новое для себя амплуа – певца революции. Иванов-Разумник в письме к А. Белому отмечает резкую перемену в поведении Клюева и Есенина: «Оба – в восторге, работают, пишут, выступают на митингах».

В этот период не только выступления на митингах, но и творчество Есенина были самым тесным образом связаны с партией эсеров. В марте поэт стал завсегдатаем редакции газеты «Дело народа» и членом «Общества распространения эсеровской литературы». В газете «Дело народа» в конце марта появилось стихотворение С. Есенина «Наша вера не погасла…». Стихотворение по всем приметам было программным. Этим стихотворением Есенин продекларировал свою революционность и намекнул, что уже давно придерживается революционной линии.

Замечание 1

В публикации стихотворения была указана дата написания – 1915 год. Достоверно неизвестно, действительно оно было написано в это время или поэт подменил дату.

«Эволюция отношения С. Есенина к революции и воплощение его социально-философской позиции в стихах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При чтении произведения возникает впечатление, что курс меняется от строфы к строфе. Стихотворение начинается параллелизмом «святое – природное». Но с каждой строкой «красный звон» слышится все громче. Поэт не отрекается прямо от прежней темы, сначала ее расшатывает, потом подменяет революционными лозунгами.

Вызывает споры и датировка первых малых поэм – «Певущий зов» и «Товарищ». Сам Есенин относит время создания этих произведений к марту-апрелю 1917 года. Поэт стремился как можно быстрее откликнуться на Февральскую революцию, быть среди ее первых поэтов.

Но в весенних поэмах Есенина удивляет даже не то, как быстро он откликнулся на революционные события, а то, как радикально и стремительно он перекраивал поэтику. В поэме «Товарищ» Есенин берет на вооружение злободневное слово: «простой рабочий», «товарищ», «равенство и труд», «марсельеза». К тому же, поэт отказывается от своего привычного «есенинского» слова – отработанных приемов, мягкого лиризма, песенности, которые уже успели полюбиться читателям.

В дореволюционных стихах Есенина не было обращений к Китежграду, полета «степной кобылицы». В этих стихах поэта божественное всегда был рядом, ощущалось в родном, домашнем. Но за месяц все изменилось практически до неузнаваемости. Признаками новой, революционной, поэтики С. Есенина являются:

  • Эмоциональная взвинченность глаголов («Глаза – горят», «валы – ревут»);
  • Насильственность метафор («седая тишина», «ломает страх», «бескровная рука»);
  • Смена размеров (например, в поэме «Товарищ» размеры сменяются четыре раза);
  • Судорожные связки («но вдруг», «и вот», «но вот»).

Вскоре поэта провозгласили «провидцем и провозвестником революции», его поэмы называли «единственным подлинным проявление народного духа», стихи – «скрижалями Великой Русской Революции». Поэма «Товарищ» стала «гвоздем» поэтических вечеров и революционных концертов, наряду с «Левым маршем» В. Маяковского и поэмой «Двенадцать» А. Блока.

Отношение С. Есенина к Октябрьской революции

На Октябрьску революцию поэт отозвался еще громче и быстрее, чем на Февральскую. Резонанс от поэм, написанных в конце 1917 – начале 1918 г., был сильнее еще и по той причине, что почти все крупные поэты приход большевиков к власти встретили растерянным, а иногда и прямо враждебным молчанием. Многие были возмущены первыми проявлениями новой власти. Но Есенина октябрьские события лишь еще сильнее раззадорили и вдохновили. Он был «всецело на стороне Октября». В те дни, когда большая часть писателей затаилась, Есенин был нарасхват. Он постоянно выступает со стихами и речами, выступает в концертах-митингах, устраивает авторские вечера. Но основная ставка была на выступления в печати. Именно С. Есенин написал первую поэму в честь октябрьских событий.

В вопросе об отношении поэта к Октябрьской революции необходимо различать две стороны: политическое признание власти большевиков, сочувствие революции и реальное осознание сущности революции, понимание характера классовой борьбы.

Патриотическая тема Есенина после октябрьских событий зазвучала по-новому. В ней поэт выражает любовь к родному народу, совершившему великий подвиг освобождения. Он с презрением говорит о врагах революции, называет их «белым стадом горилл». В своей поэме «Иорданская голубица» поэт славит Русь, которая, словно лебедь, взлетела высоко в небо. В строках «Небо – как колокол, / Месяц – язык, / Мать моя – родина. / Я – большевик» выразилась радость миллионов рабочих и крестьян, которые пошли за большевиками и начали дележ помещичьих земель.

Однако в произведениях 1917-1919 гг., которые стали откликом Есенина на события Февраля и Октября («Певущий зов», «Товарищ», «Инония», «О Русь, взмахни крылами…», «Сельский часослов», «Пантократор», «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица» и т.д.) противоречивым образом соединяются противоположные вещи: восторженное отношение к революции, ее воспевание в ярких образах и мечты о патриархальном социализме.

Для понимания идейно-политического мира С. Есенина характерной является поэма «Инония». Произведение начинается в форме страстной пророческой речи, в которой отвергается старая вера патриархальной Руси.

Жизнь революционной России становилась все напряженней. Огонь гражданской войны разгорался все сильнее, страну терзали интервенты, ко всему этому добавлялись разруха и голод. Перед Есениным встает мучительный вопрос: «Куда несет нас рок событий?». Поэту было нелегко ответить на этот вопрос. И именно тогда, в 1918 году, утопические мечты Есенина о «граде Инонии, где живет божество живых», рухнули.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot